Сексуальные стрекозы посрамили Аристотеля

Древнегреческий мыслитель Аристотель утверждал, что слишком много секса сокращает жизнь. Но с ним готовы поспорить стрекозы-стрелки, которых секс не изматывает в любом возрасте, даже в преклонном. У них бесконечное либидо, и пожилые особи реализуют его в неменьшей мере, чем молодые. А Аристотель пусть и дальше сидит в своей бочке, старый фрик.

Британские биологи два года следили в бинокли за сексуальными похождениями стрелок-девушек (Coenagrion puella), живущих на небольшом пруду в графстве Гэмпшир. В течение этого времени сменились многие поколения стрекоз – большинство из них живут меньше недели. И короткая жизнь эта насыщена сексом. Где же тут противоречие с Аристотелем, скажете вы: много сношаются – мало живут. Но это если сравнивать с другими животными, а ежели смотреть на различия внутри вида, то количество секса совершенно не влияет на качество жизни и репродуктивный успех этих стрекоз в разных возрастах.

Ведь что писал Аристотель в трактате «О долголетии и краткости жизни» (около 350 г. до н. э.): «Распутные животные и изобилующие семенем старятся быстро… Вот почему мул живет дольше и лошади, и осла, породивших его, а женщины живут дольше мужчин, если мужчины похотливы. Также и жизнь воробьев мужеского пола короче, чем у женского». «Эврика же!» – добавлял философ, погружаясь в ванну. И действительно, идея о том, что у размножения есть цена, обросла солидным базисом в современной биологии: самцы и самки вкладывают уйму энергии в воспроизводство, принимают на себя множество рисков, жертвуют возможностями удовлетворить иные потребности. В итоге выживают и получают шанс на дальнейшее размножение только особи, которых жизнь не потрепала изрядно, объясняет Кристофер Хэссол, ведущий автор исследования.

Но посмотрим, что происходит у стрелок-девушек (это название вида, не стоит думать, что все стрелки-девушки – это самки, среди них много и юношей). Когда самец видит самку, он вскарабкивается на нее, нередко поколачивая и кусаясь, и дрючит в течение получаса, а тела их при этом выстраиваются в форме сердечка. Затем потрепанная самка еще полтора часа ищет место, куда отложить яйца, а оно обычно располагается на удалении от пруда, где происходит спаривание. И все это время истомный самец сопровождает ее, прикрепленный к ее брюшку, не удосужившись открепиться после соития. Как видите, энергозатратное у них размножение. Но затем самки возвращаются к пруду и с вероятностью почти 100% находят себе нового партнера, в том числе пожилые леди, и все начинается заново. Некоторые сложности возникают с поиском партнерши у более слабых самцов, однако возраст значения не имеет – старые индивиды не менее успешны, чем молодые, выяснили исследователи.

Получается, стрелки-девушки – это какие-то неистощимые машины секса, и начхать они хотели на заповедь «Не прелюбодействуй!», переданную Аристотелю самим Господом. Данная научная работа демонстрирует новый ракурс в изучении возрастной и популяционной динамики у стрекоз. Знание о том, какое место отводится размножению в жизненном цикле насекомых и как оно функционирует, может иметь значение для здравоохранения. Потому как малярийные комары и мухи цеце тоже, знаете ли, не праведники.


Текст: Виктор Ковылин. Фото: Phill Watts
Научная статья: Journal of Animal Ecology (Hassall et al., 2015)

P.S. Да, нам известно, что в бочке жил Диоген, в ванну погружался Архимед, а заповеди получил Моисей. Да и на картинке изображен вообще-то Галилей. Просто сегодня нам захотелось покуролесить и превратить Аристотеля в его собственный эйдос.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Сто куннилингусов кряду от дарвинова кругопряда
Кальмары-кавалеры учитывают цветастые пожелания дам в сексе
О личной жизни тихоходок

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение