Батрахоспермум № 27(89) – Палеокашрут!

Батрахоспермум Палеокашрут

Если вас давно мучает вопрос, что делать правоверному иудею, которого нелегкая занесла на триста миллионов лет в прошлое, то три специалиста по палеобиологии из США и Канады дают однозначный ответ: становиться вегетарианцем. В прошлом году в журнале Evolution: Education and Outreach была опубликована их статья, в которой они отправились в путешествие во времени, чтобы определить, что кошерного припасла для голодного еврея матушка-природа в каменноугольном периоде, в конце мелового, в раннем эоцене и во времена рисс-вюрмского межледниковья.

 

Кошерное меню антропоцена

Для начала разберемся, что иудеям предписано кашрутом в современном мире. Начнем с млекопитающих. Согласно книге Левит, в пищу пригоден «всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку», то есть это жвачные парнокопытные: коровы, овцы, козы, лоси, газели, горные козлы. С 2008 года кошерными считаются и жирафы – раньше почему-то их не разрешалось есть, несмотря на то что они удовлетворяют обоим требованиям. Правда, и после окошеривания их особо не едят – для разведения они сложны, а правильный забой требует больших затрат.

Исключения только подтверждают правило. Свинья парнокопытная, но «жвачку» не жует, поэтому она некошерная. А вот верблюды жуют и тоже относятся к парнокопытным, но пальцы их соединены между собой и образуют общую подошву-подушку – а такой скот никак нельзя считать кошерным. Особо оговорены в книге Левит некошерные зайцы и даманы, а также летучие мыши, которые отнесены вообще к птицам. Водные млекопитающие тоже исключены, потому что, согласно кашруту, всяк, кто в воде, пригоден в пищу только при наличии плавников и чешуи, а чешуи у зверей не бывает.

Все четвероногие, «ходящие на лапах», считаются нечистыми. Равно как и те, кто «пресмыкается по земле» – в эту категорию попадают, например, кроты и мыши (читай: все землеройкообразные и грызуны), а также рептилии и амфибии полным составом, ну и, конечно же, разнообразные черви, моллюски и членистоногие. Исключение составляют насекомые, «у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», то есть представители прямокрылых: саранча, кузнечики и сверчки – их кушай на здоровье, дорогой еврей.

Stenopelmatus
Всяк сверчок знает кашрут. Тем более иерусалимский сверчок (Stenopelmatus sp.). Фото: Cynthia Bingham Keiser.

Для птиц книга Левит принципов кошерности не определяет, там просто перечислены те пернатые, которых есть запрещено. Это птицы, ведущие хищный образ жизни, а также падальщики и бескилевые: орлы, коршуны, соколы, ястребы, совы, грифы, вороны, пеликаны, чайки, бакланы, журавли, цапли, страусы, удоды и, разумеется, летучие мыши. Дополнительные некошерные признаки указаны в Мишне – среди них зоб и отсутствие противопоставленного пальца сзади. Остальные птицы, не попадающие под все эти запреты, видимо, разрешены. Но дабы оградить себя от скверны, осторожные иудеи употребляют в пищу только домашних птиц, которые считаются кошерными согласно традиции: кур, индеек, перепелов, уток, гусей и голубей.

Морепродукты, увы, под запретом. Из всех обитателей морей и пресноводных водоемов необходимая по кашруту чешуя с плавниками есть только у рыб. И то не у всех – у сомообразных чешуи нет, так что сомы некошерны. Кроме того, чешуя чешуе рознь: кошерная чешуя должна быть заметной и с легкостью отделяться от тела без вреда для кожи животного, поэтому, например, угри с их мелкой чешуей, которую невозможно счистить, не покромсав кожу, не могут считаться кошерными. Ганоидная чешуя осетровых и панцирников тоже не удовлетворяет требованиям, как и плакоидная чешуя хрящевых рыб – акул и скатов. А вот костные обладатели ктеноидной и циклоидной чешуи – добро пожаловать на трапезный стол иудея!

Есть еще меч-рыбы, у мальков которых чешуя есть, а у взрослых – утрачена. Многие ортодоксальные евреи, хотя и не все, отказывают им в кошерности. Тем не менее консервативные раввины обычно допускают их употребление в пищу, равно как и осетровых рыб. Не совсем понятно, насколько кошерны лопастеперые рыбы – двоякодышащие и кистеперые. У африканских протоптеров и южноамериканских лепидосиренов парные плавники жгутовидные, а чешуя довольно мелкая, зато у австралийских рогозубов она крупная, а плавники мясистые. Всех указанных двоякодышащих туземцы считают очень вкусными – но насколько легко их космоидная чешуя счищается? Латимерий и вовсе нельзя ловить на уху, они находятся под угрозой вымирания. Интересно, ведутся ли по поводу них дискуссии среди раввинов?

Младшего раввина наш вопрос о кошерности латимерий привел в легкое замешательство. Кадр из фильма «Серьезный человек» (A Serious Man) (2009).

Разрешения от раввина на употребление в пищу тех или иных животных мало: чтобы мясо на тарелке считалось кошерным, кошерное животное необходимо кошерно умертвить кошерным ножом. С уважением, так сказать, и состраданием – в соответствии со шхитой. Кроме того, даже если животное в целом кошерно, некоторые его части таковыми не являются: истовому еврею, например, нельзя пить кровь, поедать жировые ткани и седалищные нервы – все это тщательно удаляется. Случись зверушке оказаться больной – вся ее кошерность мигом аннулируется, а вместе с ней нечистыми автоматически становятся все продукты, которые она успела дать при жизни: молоко, яйца, икра. Также задним числом раскошериваются продукты убиенных не по шхите. Короче, так просто иудею не поесть даже в современном мире. Каково же ему придется миллионы лет назад?

 

Кошерные ископаемые

Первой остановкой в импровизированном путешествии во времени – так сказать, из Земли Обетованной в землю геохронологическую – авторы избрали пик рисс-вюрмского межледниковья, 120 тысяч лет назад. Это была эпоха живой и здравствующей мегафауны, в том числе весьма кошерной: в Старом Свете водился большерогий олень (Megaloceros giganteus), в Новом – ископаемый бизон (Bison antiquus), правда, людей в Америках в те времена еще не было – они еще не совершили исход из Африки. Не существовало в помине и скотоводства, так что по просторам Евразии рассекали стаи кошерных туров (Bos primigenius) – непосредственных предков крупного рогатого скота, полностью вымерших лишь в XVII веке. Предки мелкого рогатого скота и домашних птиц также были в наличии и напрашивались на ортодоксальный стол.

А вот в раннем эоцене, 52 млн лет назад, жвачные парнокопытные еще не появились – их следовало подождать до эоцена позднего, но еврейский животик не терпит и урчит. Парнокопытные как отряд уже существовали, и среди них – древние мозоленогие, родственники и предки верблюдов. Любопытно, что древнейшие камелиды были обуты в копыта, и если они жевали жвачку, как современные, то вполне считались бы кошерными! Вот только жевали ли они ее – неизвестно. Так или иначе, небеса в эоцене уже полнились кошерными птицами, воды – кошерными рыбами, а у берегов стрекотали кошерные сверчки – есть чем поживиться голодному еврею!

Archaeotherium_Poebrotherium
Древние верблюдовые Poebrotherium обладали копытами и начиная с позднего эоцена бегали по Северной Америке от свинообразных энтелодонтов Archaeotherium, возомнивших себя иудеями. Иллюстрация: Julius Csotonyi.

Сложности наступают при миграции в конец мелового периода, 67 млн лет назад, незадолго до вымирания нептичьих динозавров и прочих многочисленных животных. Кошерных млекопитающих тогда не было вовсе. Птичьи динозавры, то есть птицы, уже были распространены – среди них, например, ихтиорнисообразные, гесперорнисообразные и даже ранние ржанкообразные, – но все они анатомически и экологически не удовлетворяют требованиям кашрута. Если рассмотреть эволюционных предшественников домашних птиц, то жила на территории Техаса предположительно курообразная птаха Austinornis lentus, вот только неясно, насколько кошерная. Гусеобразные к концу мела уже выделились как отряд – тому подтверждением служит примитивная утка Vegavis iaai (на иллюстрации ниже) – но не в Антарктику же за ней переть.

И вообще, надо поосторожнее с птицами, особенно если углубиться в меловой период, потому как во многих случаях в те времена было не совсем понятно, птица перед нами или еще рептилия. Впрочем, большинство таких переходных форм были хищниками, а значит, исключались бы кашрутом. Растительноядные птичьи динозавры жили в Китае в раннемеловое время (например, Sapeornis и Hongshanornis), но у них, извините, были зубы, а еще зоб, что вообще не кошерно.

Интересно, что многих мезозойских рептилий, согласно представленной в книге Левит градации, скорее следовало бы отнести в категорию «птиц». Множество динозавров ходили на двух ногах, то есть не были «четвероногими» и явно не «пресмыкались по земле», учитывая их размеры, а вдобавок многие из них, скорее всего, были оперенными – ну чем не «птицы»? Оцените иронию: наука, апеллируя к филогении, именует птиц «птичьими динозаврами», а Тора, основываясь на образе жизни и характере передвижения, с удовольствием записала бы динозавров в «динозавровые птицы». Птерозавры так точно «птицы» – ничем не хуже летучих мышей. В любом случае все эти рептилии были абсолютно некошерны.

Что же касается рыб, то авторы отмечают, что к концу мела уже существовали как минимум 14 семейств, чьи современные представители с теми или иными оговорками считаются кошерными (включая осетровых, губановых, щуковых, сельдевых, карповых). Однако если бы осмотрительный еврей потребовал от ученых физически продемонстрировать, что у ископаемых представителей этих семейств была правильная и легко счищаемая чешуя, то они бы этого сделать не смогли – чешуя редко сохраняется в ископаемом состоянии. Впрочем, циклоидная чешуя достоверно известна из юрского периода, так что надежда не оголодать у педантичного приставалы все-таки есть.

Ильная рыба (Amia calva) – пресноводный житель Северной Америки, единственный современный представитель отряда амиеобразных. Относится к группе костных ганоидов, но ее чешуя скорее циклоидная и легко счищается, так что рыба считается кошерной. Можно ли кошерность распространить и на ископаемых родственников амии, которые появились еще в триасе? Тираннозаврид с обложки считает, что можно (да и сама рыба, очевидно, тоже). Фото: NANFA.

Наконец, совсем худо дела для иудеев обстояли 310 млн лет назад – в каменноугольном периоде. Наземные позвоночные представлены лишь всякими четвероногими гадами, которые совершенно точно пресмыкались по земле. В воде обитали лучеперые рыбы, но ганоидная чешуя не оставляла им шансов на кошерность. Ранние прямокрылые насекомые приветствовали залетных евреев своими антеннами и не спешили ускакать – не было подходящих для этого кошерных ног. Единственное, что оставалось съедобного по кашруту, – это растения. «Вегетарианство – совершенно приемлемый вариант для иудеев», – отмечают авторы исследования. Вот только вопрос, насколько этот вариант калорийный. Как бы не пришлось иудею всю оставшуюся жизнь проводить за поиском кошерной еды. А на что конкретно он мог рассчитывать, вы узнаете из нашего очерка «Палеозойская диета».


Для обложки использована иллюстрация Андрея Атучина, который любезно дорисовал указательный жест на лапке ортодоксального иудозавра. Текст: Виктор Ковылин.

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Пожалуйста, не копируйте его в соцсети целиком, не отнимайте у нас трафик. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Комментарии:

Обсуждение закрыто.