Секвойи-призраки оказались не такими уж и паразитами

На четыре сотни километров от границы с Орегоном до самого Биг-Сура, воспетого Миллером и Керуаком, раскинулись величественные калифорнийские секвойные леса. И среди высочайших вечнозеленых деревьев то тут, то там встречаются «призраки леса» – белохвойные и малорослые секвойи-альбиносы, о которых еще индейцы слагали легенды. Конкретные места их произрастания не разглашаются, чтобы к ним не понабежало туристов и не понарубило себе сувениров, ну и от браконьеров чтобы защитить. Но «древесный следопыт» Зейн Мур, аспирант-ботаник Калифорнийского университета в Дейвисе, знает их локации, как никто другой. Вместе с лесоводом Томом Стейплотоном он разыскал уже порядка четырехсот «деревьев-призраков».

Ботаник Зейн Мур торчит среди альбиносов-малоросликов. Фото: Zane Moore.

Наука впервые задокументировала секвойи-альбиносы в 1866 году, и все эти полтораста лет само их существование остается для нее загадкой. Если у животных-альбиносов нет пигмента меланина, то у растений-альбиносов отсутствует пигмент хлорофилл, однако это далеко не схожие состояния. Хлорофилл жизненно необходим для фотосинтеза, без него дерево-мутант не может производить сахара и вынуждено вплетать свои корни в корневую систему здорового дерева, чтобы питаться за чужой счет в течение того короткого времени, что ему отведено. По сути, секвойи-альбиносы считаются паразитами, вороватыми белыми карликами, «присосавшимися» к могучим зеленым здоровякам. Но удивительно то, что секвойи-хозяева позволяют им это делать!

Секвойи могут контролировать потоки своих сахаров, объясняет Зейн Мур. В любой момент здоровое дерево может перестать кормить своих бледных родственников и попросту убить. Но этого не происходит: они продолжают делиться своими ресурсами с теми, кто их не производит. И этому должно быть какое-то научное объяснение. Должна быть какая-то выгода от этой полуживой белобрысой приблуды, заключает ботаник.

Должна быть какая-то выгода от этой приблуды! Фото: Zane Moore.

Чтобы выяснить, что к чему, Мур и Стейплтон сфокусировали внимание на редкой разновидности альбиносов-химер, у которых встречаются как нормальные зеленые ветви, так и мутантские белые и желтые, либо – еще реже – зеленая и белая хвоя располагается на одних и тех же веточках. Таких секвой известно всего десять. «Мы смотрели зеленые и белые листья, растущие максимально близко друг к другу, – говорит Мур. – Я ожидал, что альбиносные ткани будут отличаться от зеленых». Но чего он не ожидал, так это того, что белые побеги не только сосут сахара из нормальных соседей, но и забирают вредные токсины – то есть травят самих себя!

Среди токсинов были выявлены тяжелые металлы – кадмий, медь, никель. В высоких концентрациях они смертельно опасны для растений. Так вот в белых иголках таких элементов содержалось в два, а то и три раза больше, чем в зеленых! Это практически на грани необратимого отравления, уточняет Мур. Альбиносы очень эффективно всасывают тяжелые металлы, потому что быстрее проводят воду от корней к хвое, нежели здоровые растения. Обратно же в почву токсины не выходят, остаются запертыми внутри дерева. А зеленые секвойи и рады избавиться от всякой гадости, пусть даже за это приходится приплачивать сосунам-альбиносам собственным товаром. И подобные отношения уже не назовешь паразитизмом – они похожи на взаимовыгодное сотрудничество.

chimera_redwood
Даже отдельные хвоинки могут быть химерными. Фото: Thomas Stapletone.

То, что когда-то началось со случайной мутации, затем закрепилось в качестве своеобразной адаптации к стрессовым условиям, полагает Зейн Мур. «Мы с Томом заметили, что секвойи-альбиносы чаще встречаются вблизи областей высокого антропогенного воздействия, – говорит он. – Хвоя быстро отрастает, накапливает токсины и отмирает, и это повторяется регулярно». Отвалы шахт, всякие отходы, удобрения, продукты сжигания угля, свинцовые краски и бензин – вот лишь некоторые источники токсичных тяжелых металлов. Если гипотеза верна, то прививка альбиносов к зеленым секвойям в таких переходных зонах могла бы смягчить ущерб, наносимый лесной экосистеме человеческой деятельностью.

Проверить предположение можно в контролируемой среде – поставить побеги в раствор с высокой концентрацией никеля и посмотреть, лучше ли растут зеленые секвойки в присутствии альбиносов-симбионтов. «Если так, то это было бы просто замечательно, – говорит Мур. – Я думаю, очень часто все воспринимают растения как нечто само собой разумеющееся. Мне нравится смотреть на растение и размышлять о том, что для объяснения его зелености требуются сотни и тысячи слов, и тем не менее мы до сих пор не знаем всего, что нужно об этом знать. Даже мне это раскрывает глаза и позволяет по-настоящему восхититься каждым растением, которое я вижу».


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Earth Touch News
Фото на главной странице: Greg Stafford

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Пожалуйста, не копируйте его в соцсети целиком. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

чечем и чака

Вас также могут заинтересовать статьи:
Противоядие с ядом растут друг с другом рядом
Неожиданные авторы психологических публикаций
Для лишайника третий не лишний

Комментарии:

Обсуждение закрыто.