Сверхпаразит-гиперманипулятор превращает жертву в затычку и выходит сквозь ее голову

Одним приятным летним вечерком лет этак пару назад Скотт Иган прогуливался с дочерью по песчаным дюнам побережья Флориды и подбирал всех букашек, которых подмечал его зоркий энтомологический глаз. Вдруг его взгляд упал на дубовые ветки с характерными патологическими вздутиями – галлами. Это была работа орехотворок – перепончатокрылых насекомых из семейства Cynipidae: паразитическая самка откладывает в кору свои яйца, а выходящие из них личинки манипулируют растительной тканью так, что образуется своего рода доброкачественная опухоль с полостью внутри, где личинка может питаться и расти в тишине и уюте. Когда насекомое становится взрослым, оно прогрызает стенку галла и вылетает наружу, оставляя в веточке дырень.

Иган отрезал несколько веток, отнес в лабораторию, поместил в прозрачные пластиковые стаканы, накрытые кофейными фильтрами для доступа воздуха, и принялся наблюдать. Через несколько недель в стаканах завелись коричневые орехотворки Bassettia pallida, которые прогрызли выходы из галлов. Но не все справились – некоторые застряли головешками в дырках. Вместе с паразитологом Келли Винерсмит, коллегой по Университету Райса в Хьюстоне (США), он вскрыл крипты застрявших орехотворок и увидел, что помимо них там живут незнакомые радужно-синие наездники! Каждый из них был в два раза меньше хозяина крипты и заживо пожирал его живьем вживую!

Euderus set – новый вид наездника, сверхпаразит и сверхманипулятор. Фото: Andrew Forbes.

Многие виды паразитических перепончатокрылых откладывают яйца в тела других организмов, и многие их паразитические личинки сами становятся инкубаторами яиц других перепончатокрылых паразитов. Это явление называется сверхпаразитизмом, или гиперпаразитизмом. Иногда сверхпаразит становится жертвой сверхпаразита второго, а то и третьего порядка – этакая гиперпаразитическая матрешка. Некоторые паразиты являются еще и манипуляторами – они превращают хозяина в подобие зомби, который выполняет все их биохимические приказы (этому поведению был посвящен один из наших номеров). То, что Иган и Винерсмит открыли в дубовых галлах, – это редкий пример сверхманипулятора – паразита, который манипулирует поведением другого паразита-манипулятора.

Самка наездника находит дубовое дерево, в галлах которого развиваются юные орехотворки, и каким-то образом откладывает в крипту свое яйцо – предположительно вводит его сквозь оболочку галла в тело уже почти взрослого хозяина (в криптах с личинками и куколками орехотворки наездников не было обнаружено). Вылупившись, личинка наездника своими манипуляциями заставляет орехотворку прогрызать выход из крипты раньше срока, при этом проход жертва делает слишком узким, из-за чего ее тело застревает в нем, а голова закупоривает выход, словно затычка. Как паразитоиду удается точно регулировать процесс застревания орехотворки, пока неизвестно. Возможно, дело в дозировке неких гормонов, которыми он сикает в ее тело, либо орехотворка попросту ослаблена тем, что ее изнутри едят, и физически неспособна прогрызть нормальную дырку. Так или иначе, застряв в готовом проходе, она умирает, а повзрослевший наездник вылезает из крипты сквозь голову несчастной орехотворки, словно Чужой!

Ученые выяснили, что их фантастический наездник относится к новому виду из семейства Eulophidae, и прозвали его «хранителем крипты». Официальное же имя вида – Euderus set, в честь древнеегипетского бога Сета. «Сет был богом хаоса и зла, египтяне верили, что он контролирует других злых существ, – говорит Келли Винерсмит. – Еще он запер своего брата Осириса умирать в крипте – просто поразительно, сколько классных связей насекомого с мифом мы смогли найти».

Самостоятельно выйти из крипты наездник не может – то ли у него слишком слабые челюсти, чтобы грызть стенку, то ли не хватает энергии, чтобы закончить работу, отмечает Винерсмит. Ученые экспериментировали, налепливая щепки свежей коры на дырки, заткнутые головами орехотворок, – в таких условиях наездники в три раза чаще умирали, будучи запертыми в криптах. Случается, что орехотворки не прогрызают выход из крипты либо прогрызают не до конца – тогда у наездников также нет никаких шансов.

Но почему наездник побуждает орехотворку застревать и затыкать собой выход? Возможно, чтобы не дать ей сбежать – личинке паразитоида нужна еда. Может быть и еще один смысл – и еще одно действующее лицо в этой системе. В некоторых случаях Винерсмит и Иган наблюдали, как из зараженных веток вылетают другие наездники, из семейства Mimaridae. Эти паразиты – одни из самых маленьких животных на нашей планете, некоторые из них являются сверхпаразитами эулофид, к которым относится E. set. Может, с помощью орехотворки Сет ограждает себя от паразитических яиц какой-нибудь коварной мимариды? «В этом году мы надеемся поймать мимариду и понаблюдать за всеми насекомыми в лаборатории, – говорит Винерсмит. – Аж голова трещит от предвкушения – неужели в этой паразитической системе имеется еще одно звено?»

Bassettia pallida
Дырки в дубовой веточке, выгрызенные орехотворками Bassettia pallida. Слева – насекомое благополучно покинуло крипту, в центре – осталось затыкать выход, справа – башка-затычка, из которой вышел сверхпаразит Euderus set. Фото: Sean Liu.

Не только этот вопрос грызет головы ученых в поисках выхода. Как минимум предстоит прояснить механизм обсуждаемой сверхманипуляции, подробности жизненного цикла E. set, чьи яйца до сих пор никто не видел. Около шести сотен известных видов эулофид шныряют по Северной Америке в поисках хозяев – может, кто-то из них также практикует сверхманипуляцию? Явление действительно исключительной редкости, в своей статье авторы упоминают всего о двух примерах.

В одном из них гриб Ophiocordyceps unilateralis заставляет муравья-древоточца Camponotus leonardi уходить из муравейника в места, благоприятные для размножения гриба, но сам гриб может быть кастрирован другим грибом веселья ради. В другом примере муха-галлица Masakimyia pustulae индуцирует формирование галлов на листьях японского шпинделя, а наездник Plastygaster принуждает муху создавать галлы потолще, чтобы лучше защищали его от еще более мелких и пронырливых сверхпаразитов.

Что касается дуба, орехотворки B. pallida и наездника E. set, то даже удивительно, что их отношения вскрылись только сейчас. Эта орехотворка давно и хорошо известна биологам, Скотт Иган нашел дубовые галлы с ней не только на пляже Флориды, но и на территории университета в Хьюстоне и даже у себя во дворике. Миллионы образцов B. pallida хранятся в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, некоторые из них затыкают головами дырки в галлах. Большую часть этих веточек принес туда еще в 1920-е годы специалист по орехотворкам, энтомолог Альфред Кинси – тот самый, что позже прославился работами по человеческой сексуальности, отец науки сексологии. Он столь увлеченно наблюдал за изощренными половыми актами испытуемых, что заглянуть в свои галлы так и не удосужился. А ведь именно там творилась натуральная жесть. Уж похлеще этого вашего секса.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Rice University, The Atlantic, New Scientist
Научные статьи: ZooKeys (Egan et al., 2017), Proceedings of the Royal Society B (Weinersmith et al., 2017)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вы хотите поделиться с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. Пожалуйста, не копируйте текст в соцсети целиком, мы хотим, чтобы наши статьи читали на нашем сайте, попутно замечая и другие наши статьи. С уважением, Батрахоспермум.

Clistopyga caramba

Вас также могут заинтересовать статьи:
На попке наездника растет муравьиный бюст
10 новых изумительных животных 2016 года
Порхает как ястреб, жалит как гиперпчела

Комментарии:

Обсуждение закрыто.