Удивительные свойства миксины завязаны друг на друге в узел

Голая, слизкая, кровавая. Не самые положительные характеристики для человека. Но для миксины – в самый раз. Она вообще не собирается жить по вашим правилам. Миксина – особенная. Она резко выделяется из всей вашей хордовой братии. И совершенно не стесняется своей видимой абсурдности, за которой в действительности стоит удивительная приспособленность к жизни.

Eptatretus stoutii
Миксина тихоокеанский пиявкорот (Eptatretus stoutii) не собирается жить по вашим правилам. Фото: Tom McHugh.

Начать стоит с того, что миксины относятся к подтипу позвоночных (Vertebrata), никаким позвоночником при этом не обладая. Ни на какой из жизненных стадий. Нет позвоночника, Карл! Даже Карл Линней был в шоке от такой наглости и осторожно не включал миксин в группу позвоночных, рассматривая их вместе с позвоночными в составе группы черепных (Craniata) – благо хрящевый череп у миксин есть, хоть и примитивный, – а за глаза и вовсе называл их червями (Vermes).

Глаза у них, к слову, затянуты кожей и почти ничего не видят, в том числе вашего удивления от того факта, что светочувствительные клетки у них располагаются возле клоаки. По крайней мере у атлантических миксин (Myxine glutinosa) так – уж не знаем, кто им в клоаку подсвечивает и какая от этого польза. А еще у миксин одна ноздря.

Так или иначе, миксины считаются примитивными позвоночными, и тому даже есть генетические доказательства. Предполагается, что у их предков могло быть какое-нибудь хрящевое подобие позвоночника – как у миног, ближайших родственниц миксин, – только потом они его утратили (хотя есть данные, что не все). И видимо, это случилось дико давно – например, у миксины Myxinikela siroka, жившей 330 млн лет назад в американском штате Иллинойс, его уже не было. Зато у нее были хорошо развитые глаза и отличное зрение.

Myxinikela_NT
Глядя на Myxinikela siroka, невольно подмечаешь, что миксины с каменноугольного периода вообще мало изменились. Иллюстрация: Nobu Tamura.

Кожа миксины голая, без всякой чешуи, и обвислая, будто размера XL, что, по идее, должно сильно осложнять передвижение в воде. Но ее это не особенно беспокоит: даже если миксину догонит голодная акула и постарается вонзить в нее свои зубы, ничего у нее не выйдет – свободная кожа попросту окутает собой хищный зубец, что позволит внутренним органам избежать повреждений. Кроме того, миксина выделяет огромное количество слизи, особенно если ее напугать, и эта слизь забивает собой жабры любого хищника, так что тот вынужден откашлять миксину обратно – невредимую и целую.

Тусуются миксины в основном на дне океана, днем зарываются в грунт, а ночью выходят на охоту. Учуяв своей ноздрей больную или беспомощную рыбу, попавшую в сеть, она начинает методично вгрызаться в нее, пока не проникнет в ее тело, и тогда она с аппетитом сожрет все вкусные внутренности. Если рыба пытается оказать сопротивление, в ход опять-таки идет слизь, которая закупоривает жабры несчастной, и та задыхается.

Вы назовете миксину бессердечной. Но это ошибка: у нее аж несколько сердец! Помимо основного есть три дополнительных – в районе головы, печени и хвоста. Они необходимы, чтобы перекачивать огромную уйму кровищи, которой в миксине больше, чем в любой рыбе. «Это самые кровавые позвоночные на планете! – восхищается биолог Теодор Уйено из Государственного университета Валдоста (США). – У них невероятно высокое соотношение крови к общему объему тела».

Чтобы обладать таким количеством крови, им необходимо есть много мяса. Так что они не ограничиваются рыбой, а с удовольствием пожирают мертвые туши китов. За любовь к падали их даже прозвали «грифами морей». Они вгрызаются в бока туши и отрывают от нее ошметки один за другим. И вот здесь к миксинам возникает большой вопрос: КАК???

Eptatretus cirrhatus
Новозеландская миксина (Eptatretus cirrhatus) хохочет над вами, обнажая четыре ряда желтоснежных зубов. Фото: Carl Struthers / Museum of New Zealand Te Papa Tongarewa.

Понимаете ли, у миксин нет челюстей. Вместе с миногами они входят в надкласс бесчелюстных (Agnatha). Миноги сосут. А миксины – кусают. ЧЕМ??? Для кусания необходимо иметь верхнюю и нижнюю челюсть, которые обхватывают вкусный кусок и за счет мышц зажимают его с двух сторон. Но у миксины в наличии только четыре ряда зубов, которыми в лучшем случае можно скоблить и драть, но никак не откусывать. Противопоставленная челюсть отсутствует как данность.

Теодору Уйено и его коллеге Эндрю Кларку из Чарлстонского колледжа в штате Южная Каролина (США) пришлось немало подумать над этим вопросом. И кажется, они нашли ответ. Кусают миксины благодаря еще одному замечательному их свойству – умению вязаться в узлы! Более того, именно эта способность, по их мнению, двигала эволюцией всей престранной биологии миксин.

Вязать узел миксина начинает с хвоста, и по мере завязывания узел продвигается к голове. В результате готовый узел располагается в том самом месте, где у большинства остальных позвоночных находится нижняя челюсть. Это ключевой момент, говорит Уйено. Узел предоставляет твердую поверхность, которую можно использовать для захвата и зажима пищи. У этой импровизированной «челюсти» нет зубов, но свою работу она выполняет достойно.

То есть вязание узлов – это не какая-то прихоть миксины, прикольный фокус на потеху подводной публике, а важнейший элемент пищевого поведения животного. И это знание заставляет совершенно иначе взглянуть на все те причудливые черты, о которых мы писали выше. «Если хорошенько подумать, то все другие характеристики – не иначе как адаптации для лучшего связывания узлов из тела! – утверждает Уйено. – Почему же никто до этого раньше не додумался?»

И действительно, позвоночник сильно осложнил бы задачу узлования: вместо него у миксины имеется эластичная хорда из материала, напоминающего хрящ, – несомненно, это делает тело более гибким. Рыхлая кожа позволяет растягивать тело во время формирования телесных петель, иначе она просто порвалась бы, как джинсы на попе во время приседания. Но рыхлая кожа также требует и большого количества жидкости, чтобы заполнять пространство между ней и остальным телом, – кровь как раз сгодится. Пусть и понадобятся дополнительные сердца, чтобы с ней управляться. И конечно, отсутствие чешуи и тонна слизи играют на руку узлам – телу же нужно вольготно скользить по самому себе, ни за что не цепляясь.

Однако не стоит спешить покорно соглашаться с тезисом об эволюции миксины во имя узлов-челюстей. Дряблая кожа и слизь, как было сказано выше, могут быть адаптациями против атак хищников. Кроме того, благодаря свободной коже и перетекающей под ней крови, способной создать напор то в одной части тела, то в другой, миксина протискивается в весьма узкие щели – полезное свойство, когда убегаешь от кого-то или заходишь в рыбу в поисках пропитания. А вообще, миксина может питаться и через кожу – возможно, именно для этого она такая голенькая, лишняя преграда для всасывающихся веществ ни к чему. Наконец, некоторые мурены тоже умеют формировать узлы из тела и даже используют их в пищевом поведении, но позвоночник при этом им не мешает и исчезать никуда не собирается.

Так что предстоит еще разобраться, что в биологии миксин было причиной, а что следствием, что является адаптацией, а что побочным эффектом. Но Теодор Уйено и Эндрю Кларк в своей правоте уверены и, чтобы убедить коллег, готовы вязаться узлами.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: BBC и др.
Научная статья: The Biological Bulletin (Clark et al., 2016)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вы хотите поделиться с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. Пожалуйста, не копируйте текст в соцсети целиком, мы хотим, чтобы наши статьи читали на нашем сайте, попутно замечая и другие наши прелестные статьи. С уважением, Батрахоспермум.

mola

Вас также могут заинтересовать статьи:
Луна-рыба – ошибка природы?
Белухи рулят своими жировыми отвислостями
Милые кости пенисов приобретались и терялись в эволюции многократно

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение