Втяжная шея черепах развилась не для защиты, а для атаки

Когда вы пугаете черепашку, она сразу юрк в панцирь! Это естественная реакция на опасного гоминида-дурачка. Эволюционные биологи традиционно полагают, что она развилась у черепах для защиты от хищников. Однако изначальное ее предназначение могло быть совсем иным, считает палеонтолог Джереми Анкетен из Юрского музея в Поррантрюи (Швейцария). На это намекают останки позднеюрской черепахи Platychelys oberndorferi, которая 155 млн лет назад обитала в Центральной Европе.

Черепаха Platychelys oberndorferi жила в болотах и озерах Германии юрского периода, достигала около полуметра в длину, с размером панциря 30 см. Иллюстрация: Patrick Röschli.

Эта черепаха была весьма причудлива на вид: ее панцирь покрывали заостренные пирамидальные выступы, череп был широк, а глаза располагались близко к носопырке. Ископаемые находки P. oberndorferi очень редки. Голотип вида – почти полный панцирь, описанный в 1853 году, – был утерян, увы. Остался один полный скелет, найденный в Германии 1862 году, и Анкетен случайно познакомился с его шейными позвонками по возвращении находки из Нью-Йорка в Базельский музей естественной истории. Вместе с коллегами он смог сравнить эти хрупкие древние косточки с позвонками современных черепах.

В зависимости от того, как черепахи складывают шею и голову под панцирь, выделяют два подотряда: Cryptodira (скрытошейные) и Pleurodira (бокошейные). Первые изгибают шею в виде буквы «S» в вертикальной плоскости, к ним относятся хорошо знакомые вам сухопутные черепахи, в том числе знаменитые слоновые. Вторые же закладывают шею вбок, голова в таком случае прижимается к одной из передних конечностей. Эволюционные дорожки скрытошейных и бокошейных черепах разошлись от 220 до 165 млн лет назад, у разных ученых разные мнения на сей счет. Есть также черепахи, которые шею с головой вообще не втягивают (а бывает, что и не подо что), но сегодня мы их трогать не будем, пусть живут.

Единственный сохранившийся образец P. oberndorferi и реконструкции шейного втягивания этой древней черепахи по результатам анализа.

Наша героиня P. oberndorferi испокон веку считалась бокошейной – на основании формы черепа и числа позвонков. Но когда Анкетен и коллеги смоделировали ее шейные позвонки, то обнаружили, что их анатомия позволяла черепахе частично убирать голову прямо назад, как у скрытошейных! «Их форма такова, что они должны бы относиться к другой группе, – удивленно говорит Анкетен. – Мы не ожидали открыть что-то подобное». Получается, что механизм втягивания шеи, характерный для скрытошейных черепах, впервые появился у позднеюрских бокошейных и лишь через миллионы лет независимо развился у самих скрытошейных, пишут ученые в научной статье.

Слово «частично» – ключевое, добавляет Анкетен. Частичное втягивание головы никак ее не защищает – хищник запросто может схватить черепашку за черепушку. Так что вряд ли оно возникло с целью защиты. Но для чего же?

В поисках ответа ученые обратились к современным «двойникам» P. oberndorferi – южноамериканской бахромчатой черепахе (Chelus fimbriatus) и североамериканской грифовой черепахе (Macrochelys temminckii). У них тоже есть такие прикольные выпуклости на панцирях, при этом бахромчатая – бокошейная, а грифовая – скрытошейная, и эволюционируют они независимо друг от друга – еще один пример конвергенции.

Конвергентные сходства не ограничиваются текстурой панциря: этих черепах объединяет то, что они втягивают голову не только для защиты, но и для нападения! Так же поступает и каймановая черепаха (Chelydra serpentina, на видео ниже), родственница грифовой. О нет, это не медлительные травоядные черепашки, как те, что ползают по вашей комнате с наивным выражением лица, а свирепые хищники, атакующие рыб, других мелких водных животных и даже водоплавающих птиц. Им палец в рот не клади. Перед атакой, чтобы разогнать кусачую голову, они втягивают ее в панцирь, а потом резко выбрасывают ее вперед, чем немало удивляют обреченную добычу.

Так вот Джереми Анкетен подозревает, что и P. oberndorferi поступала примерно так же – для того-то и понадобилось ей частичное втягивание. Оно не спасло бы ее от хватких челюстей агрессора, зато сделало бы ее собственную атаку более быстрой и мощной. С течением миллионов лет черепашьей эволюции шея с головой уходила все глубже и глубже под панцирь, что повышало эффективность охоты, и вскоре обнаружилось, что это еще и неплохой защитный трюк. Эволюция частенько так работает, адаптируя черту, служащую одной цели, под совсем другую задачу, порой весьма нетривиальную. Перья динозавров, например, изначально возникли для терморегуляции, но в какой-то момент стали служить для полета – так появились птицы. Конечно, такие превращения не происходят в одну ночь, отмечает Анкетен.

Не все спешат согласиться с такой интерпретацией останков P. oberndorferi. В конце концов, там всего два позвонка, над реконструкцией которых еще пришлось порядком потрудиться. Но Анкетен надеется, что биологи получше присмотрятся к биомеханике пищевого поведения разных современных черепах, к тому, как устроена и работает их шея. Тогда можно будет провести обширный анализ ее втягивания и на основании него сделать более весомые выводы, проясняющие эволюцию этой занятной группы рептилий.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Smithsonian Magazine
Научная статья: Scientific Reports (Anquetin et al., 2017)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

ozimek_volans

Вас также могут заинтересовать статьи:
В Польше найден родственник ногокрылого киргиза
Самая древняя рыба-веган ела вилочками
Как злодей-дунклеостей маньячил в девонских морях

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение