Что червивые гениталии калоедов могут рассказать о вашей индивидуальности

Обнаружив в еде червяков, вы, наверное, расстроитесь. Вот биолог Кристина Ледон-Реттиг из Индианского университета (США) расстроилась, когда обнаружила в навозных шариках скопище извивающихся и юрких нематод.

Она с таким трепетом их готовила: собрала первосортные коровьи лепехи отечественных производителей, промокнула марлей, чтобы устранить вонючую жижу, раскатала фекалии скалкой, нарезала на аппетитные колбаски, скатала их в шарики и заправила яйцами. Нет, она не себе ужин готовила, она же не калоед. Калоеды – это жуки, и Кристина старалась именно для них. В природе калоеды катают шарики из навоза, чтобы отложить в них яйца. Кристина сделала это за жуков в экспериментальных целях. И теперь, увидев червяков в своих шарах, очень испугалась.

Двурогий калоед (Onthophagus taurus), известный также как калоед-бык, шастает в поисках кала быка. Фото: Igor Siwanowicz.

«Мы думали, они убивают жуков!» – признается Кристина. У нее были все основания так думать: у круглых червей нематод репутация отъявленных паразитов и докучал. «Могут ли они быть полезными симбионтами?» – с надеждой спросила она у своего коллеги, специалиста по нематодам Эрика Рагсдейла. «Да ни в жизнь! – перекрестился тот. – Гори они в аду!» И убежал в церковь.

Пришлось Кристине самой исследовать, что за химия творится между калоедами и нематодами. У диких калоедов вида Onthophagus taurus, которых она, собственно, и изучает, внезапно обнаружились нематоды Diplogastrellus monhysteroides. И не где-где, а на гениталиях. «Не на крыльях, не на рогах, не на мордашке», – уточняет Кристина. На, разрази их гром, гениталиях!

Определенный резон в этом есть. Путешествуя на жуке, червячки нуждаются во влажных трещинках, где им не грозит высыхание и откуда затем можно легко повылазить и заселить новый субстрат. Кроме того, взрослые жуки могут обмениваться нематодами во время половых актов. А самки могут непреднамеренно передавать червей своим детишкам-жучишкам через «заражение» навозных шариков.

И что удивительно, жукам от этого есть польза! (На этом месте Рагсдейл с лицом любопытствующего голубя выглянул из-за алтаря.) Кристина налепила новых шариков: часть из них с живыми нематодами, а другие были поставлены в морозилку, чтобы холод уничтожил треклятых червей. Оказалось, что в червивых шариках личинки калоедов растут быстрее и превращаются в здоровых и крепких жуков. (С этого момента Рагсдейл присоединился к исследованию, став в итоге его соавтором.)

Нематоды «терраформируют» какашку, объясняет Ледон-Реттиг. Благодаря им в навозном шарике меняется микробное сообщество – одни виды бактерий и грибов получают преимущество, а другие оказываются угнетены. Среди процветающих бактерий – те, которые обычно живут в пищеварительных трактах насекомых и помогают хозяевам переваривать жесткие растительные волокна. Среди страдающих грибов – те, которые частенько инфицируют личинок жуков. Иными словами, нематоды повышают шансы личинок повстречать полезных микробов, а с вредными, наоборот, не увидеться вовек.

Как именно черви реструктурируют микробиом, пока неясно. Они определенно микробами питаются, так что, возможно, подъедают некоторые виды, способствуя процветанию конкурирующих. Кристина также предполагает, что нематоды выделяют какие-то химические вещества, которые одних микробов радуют, а других огорчают, что отражается на их выживаемости.

Нематода Diplogastrellus monhysteroides кое-что сейчас поведает о вашей индивидуальности. Фото: Erik Ragsdale.

Данное открытие лишний раз подчеркивает холобионтную сущность животных: каждая особь – это не только само животное как совокупность животных клеток, но и все его малюсенькие сожители. Калоед – не просто насекомый индивидуум, но симбиоз жука, бактерий в его кишочках, червей на его гениталиях и всех остальных незримых малюток. Вы – не просто человеческая ткань, в которую обернута личность, но и все ваши микробы на теле и внутри, все клещики на вашем лице, все мандавошки в вашей волосне, все тараканы в вашей голове. Калоед – холобионт. И вы – холобионт.

Многие холобионты делятся своей микробной частью с потомством. Людские матери снабжают младенцев вагинальными микроорганизмами при выходе новорожденных из чрева. Коалы упаковывают бактерии для переваривания эвкалиптов в специальную фекалию, которую едят детеныши. Живородящие мухи цеце кормят личинку в матке особой бактериальной жидкостью, похожей на молочко. Пчелиные волчицы смазывают камеры с яйцами сочащейся из усиков белой пастой с микробами, которые вырабатывают антибиотики и помогают личинкам пережить зимовку в коконе.

Жуки-калоеды в этом плане несколько отличаются: они передают потомству не бактерий, а других животных. Ближайшей аналогией, что удивительно, может послужить щеночек, подаренный малышу человека. Микробы, которые приобретает грудничок в первый год жизни, влияют на его будущее здоровье, и, как показывают исследования, присутствие в доме собаки со всеми ее микробами, в том числе принесенными с улицы, снижает риски заполучить аллергию, астму и другие болезни в дальнейшей жизни ребенка. У червей тоже есть свой микробиом. Так может быть, именно микробы нематод оказывают положительное влияние на потомство калоедов? Нематоды – этакие «собачки» для жуков. Собачки, которые цепляются за гениталии хозяев.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: The Atlantic
Научная статья: PNAS (Ledón-Rettig et al., 2018)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Как стать хорошим микробом-симбионтом
Червивый глаз: как в девушке поселились скотские паразиты
Десятикратное превосходство микробов в человеке развеяно

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение