Сегодня мы с глистой кайфуем: черви производят каннабиноиды

Жизнь глиста непроста: чтобы питаться и размножаться в другом животном, нужно уметь усмирить его иммунную систему, иначе воспаленная армия хозяйских клеток изгонит паразита или вообще превратит его в унылое месиво. Нематода Nippostrongylus brasiliensis, заражающая мышей и других грызунов, научилась справляться с этим путем «обкуривания» хозяев эндоканнабиноидами. Вместе с эндоканнабиноидами, производимыми самой мышью, они снижают боль от внедрения червя в тело хозяина и утихомиривают воспаление, полагают ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде (США), совершившие открытие.

Нематода Nippostrongylus brasiliensis выделяет каннабиноиды, чего от нее никто не ожидал. Фото: Jennifer Claire Hoving.

Жизнь мыши, зараженной гельминтом, тоже не сказка. Личинка паразита пробуравливается сквозь кожу, попадает в кровоток и добирается до сердца, оттуда выкачивается в легкие и застревает там в капилляре. Когда червяк подрастает, он разрывает капилляр и проникает в альвеолу – тогда мышь выкашливает его и глотает. Так нематода оказывается в кишке – прекрасном месте для откладки яиц, которые с фекалиями попадут в окружающую среду и вылупят новых личинок, мечтающих найти себе своих мохнатых хозяев.

Облегчить участь мыши помогают эндоканнабиноиды. «Они воздействуют на иммунную систему, снижают воспаление, улучшают питание, уменьшают боль, – тараторит иммунолог Мира Нэйр, одна из руководителей исследования. – Вот почему коноплю используют при лечении рака!» Конопля прямо пышет каннабиноидами – собственно, эти вещества и назвали так потому, что ими пышет конопля, Cannabis по-латыни. Глисты каннабис не курят – у них, оказывается, есть свои каннабиноиды, и, производя их, черви еще больше ослабляют мышиную боль и воспаление, особенно во время проникновения в кожу. И хозяин, и паразит в данном случае действуют в своих личных интересах, но прибегают при этом к одному и тому же средству. «Я называю это локальным кайфом», – говорит Нэйр.

Заблокировав эндоканнабиноидные рецепторы зараженных мышей, исследователи увидели, что защита ослабла. А вот у тех мышей, чья эндоканнабиноидная система функционировала нормально, глистов было меньше, грызуны чувствовали себя намного лучше и меньше теряли в весе благодаря повышенному аппетиту. Пока, правда, неясно, чьи именно эндоканнабиноиды обеспечивают мыши высокий аппетит – ее собственные или глистовые. Также непонятно, влияют ли как-то эндоканнабиноиды на поведение самих гельминтов.

Впрочем, другая научная группа, из Толидского университета (США), в прошлом году продемонстрировала, что каннабиноиды способны изменить поведение нематод. Правда, не паразитических, а свободноживущих – Caenorhabditis elegans, звезд экспериментальной биологии. После введения очищенных каннабиноидов черви внезапно перестали есть. «Это не совсем паралич, скорее так называемое локомоторное замешательство, – поясняет биолог Рик Комуниецки, один из авторов работы. – Они как бы находились «под кайфом и в смятении», этакие Мэттью Макконахи мира нематод. Когда же мы перестали их пичкать каннабиноидами, они принялись есть как угорелые – именно так и бывает, когда кто-то покурит марихуану».

Мэттью Макконахи в фильме «Под кайфом и в смятении» (1993) похож на глиста.

Не исключено, что нечто подобное происходит и в наших с вами животах. Эндоканнабиноидная система достаточно консервативна, она появилась задолго до эволюционного расхождения предков млекопитающих и их глистов. Даже грибы выделяют эндоканнабиноиды – например, трюфели таким способом могут привлекать свиноту ради распространения спор. У наших нематод есть гены, похожие на те, что регулируют выработку эндоканнабиноидов у N. brasiliensis, а значит, они почти наверняка нас «накуривают» изнутри. И это может стать отличной новостью для медицины – в плане разработки новых глистогонных препаратов.

Или вот взять, к примеру, гельминтотерапию – умышленное заражение глистами для лечения разных заболеваний, таких как целиакия и болезнь Крона. Механизм этого нетривиального метода до сих пор не разгадан. Может, там как-то задействована эндоканнабиноидная система? «О, это могло бы быть недостающим звеном в вопросе о том, как черви снижают воспаление, – говорит Нэйр. – Это не единственный путь, но может являться одним из механизмов, и мы и впрямь могли бы проверить это с прицелом на терапию воспалительных заболеваний».

Да и сама конопля чем плоха в качестве лекарства? Например, кочевые пигмеи ака, обитающие в бассейне реки Конго, лечатся ей от глистов. Кто больше дунет – тому гельминты меньше досаждают. Народности в окрестностях озера Виктория тоже практикуют подобный метод, уверяет биолог Бен Ханелт из Университета Нью-Мексико (результаты исследования не опубликованы). Он вежливо собрал у этих людей какашки, разыскал в них яйца глистов и стал наблюдать. В некоторых экскрементах из яиц никто так и не вылупился. У тех, кто произвел на свет такие фекалии, было кое-что общее, отмечает Бен: они все курили коноплю.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Wired, UCR
Научная статья: Infection and Immunity (Batugedara et al., 2018)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Колановая кислота, продлевающая жизнь
Биолог достал приятеля из губы
Глисты-манипуляторы велят жабам испражняться обильно и влажно

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение