Почему теплые хищники процветают в холодных морях?

Киты не скачут по лужайкам, хватая пастью птичек и стрекоз. Их стихия – океан. Именно к такому умозаключению пришел эколог Джон Грэйди из Университета штата Мичиган (США), просматривая документальные фильмы о жителях морей и размышляя об их хладнокровности и теплокровности. За просмотром у него возникла идея для нового исследования. Вместе с коллегами он стал изучать распределение эктотермных и эндотермных позвоночных хищников в Мировом океане – и обнаружил любопытные закономерности.

Как известно, в экваториальном и тропических поясах Земля пышет биоразнообразием, а к полюсам оно неуклонно снижается. В океане этой тенденции беспрекословно следуют холоднокровные хищники – рыбули и рептилии. А вот теплокровные – звери и птицы – ей решительно не подчиняются! Они более разнообразны в морях умеренных широт, а в тропических – скудны. К примеру, в богатейших с точки зрения видового разнообразия морях Австралазии млекопитающие практически отсутствуют! Птицы также не стремятся в них нырять. Почему так?

Теплокровные животные нуждаются в большом количестве еды, чтобы кормить свой энергозатратный метаболизм. Может, в холодных широтах больше планктона, водорослей и мелкой рыбы? Да нет, не сильно больше, выяснили ученые. Дело не в пище, а в самом метаболизме, полагает Грэйди. Поскольку тела морских зверей и птиц способны поддерживать собственное тепло, в прохладной воде они так же шустры и проворны, как и в теплой. Чего не скажешь о рыбах, на которых они охотятся, – те с понижением температуры становятся медлительнее и тупее. В определенной температурной точке теплокровные животные получают явные преимущества перед своей холоднокровной добычей, как и перед своими холоднокровными хищниками: селедка больше не может быстро убегать от тюленя, а акула больше не может его быстро догонять. Вот почему в умеренных и приполярных водах доминируют тюлени, киты и пингвины, а в экваториальных и тропических – акулы и другие хищные рыбастеры.

Монополизировав холодные воды, теплокровные хищники могут приступить к специализации по типу питания. Например, транзиентные косатки лакомятся морскими млекопитающими (такими как этот обескураженный тюлень Уэдделла), а резидентные ограничиваются рыбой и кальмарами. Представители двух экотипов не спешат скрещиваться друг с другом, что может стать основой для формирования новых видов косаток. Фото: Robert Pitman/NOAA.

Тем не менее некоторые теплокровушки все же процветают в жарких водах – но исключения лишь подтверждают правило. Живущие почти на экваторе галапагосские пингвины охотятся в районах с холодными течениями. Кашалоты не чествуют полярные широты, но за головоногой добычей отправляются в холодную глубину. Гавайские тюлени-монахи во время трапезы вкушают придонных моллюсков и рыб, медлительных и постных.

Дельфины – единственная группа морских млекопитающих, которая может похвастаться видовым разнообразием в тропиках, – просто потому что температурные вызовы они преодолевают своим высоким интеллектом. Они придумали загонять добычу в сторону берега, сбивать ее в компактные стайки с помощью пелены из пузырей, шлепать хвостами по воде, вынуждая напуганных рыбешек выпрыгивать из нее прямо в дельфиньи пасти. Если ты умен, как дельфин, все остальные по сравнению с тобой неуклюжи и туповаты независимо от температуры.

Грядущее глобальное потепление градусов на пять дельфины переживут – они приспособятся (есть мнение, что именно они его и спланировали с целью расширения своих владений путем затопления человеческих территорий при подъеме уровня моря). Но вот другие океанские звери и птицы наверняка пострадают, лишившись преимуществ перед холоднокровными тварями, которые дает им прохладная вода.

К примеру, в Баренцевом море в последние годы прибавилось мойвы, что, по идее, должно благоприятно сказаться на популяциях таких любителей мойвы, как треска и лысуны. Но что мы наблюдаем на самом деле? Холоднокровной трески действительно стало больше, а вот теплокровных лысунов, или гренландских тюленей, постиг спад численности. Возможно, причина кроется в значительном потеплении моря. С повышением температуры поверхности океана на каждый один градус численность популяций морских млекопитающих будет падать в среднем на 12%, а конкретно тюленей и морских львов – на 24%, подсчитала научная группа Джона Грэйди.

Не о таком будущем мы мечтаем. Иллюстрация: Brett MacDonald.

Однако мы можем недооценивать адаптационные ресурсы теплокровных созданий. Даже белые медведи, эти хрестоматийные страдальцы теплеющего мира, не спешат вымирать – есть популяции, которые чувствуют себя вполне комфортно. Некоторые группы белух в связи с потеплением корректируют расписание миграций, другие – глубину охоты. Ну а если уж совсем невмоготу в жаркой воде станет, то почему бы теплокровному вояке не вернуться обратно на сушу? Неисповедимы пути чертовки Эволюции. Чу! Кто там разлегся на лужайке, хватая пастью птах и пчеломух? Это сизый кит, самое огромное сухопутное млекопитающее пятеричного периода.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Science (Grady et al., 2019)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Океанские хроники, извлеченные из китовых ушей
Дельфин, который слишком много врал
Тюлень-монах спит под водой

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение