Батрахоспермум № 40(102) – Зерк

Маленький губанчик Labroides dimidiatus подплыл к зеркалу и сложил свои маленькие губки уточкой. «Я ль на свете всех милее, всех рыбастей и губее?» Ты, дружочек. Только что это там у тебя на грудке коричневеется? Рыбка встрепенулась и вытянулась вертикально – в отражении теперь стало видно отметину, проставленную подлыми учеными. Непорядок. Резко развернувшись, губанчик сиганул ко дну и скользнул грудью по песку в попытке избавиться от науки. После этого он вернулся к зеркалу и проверил. Не оттирается, зараза.

«Он только что прошел тест! – хлопает в ладошки эволюционный биолог Алекс Джордан из Института орнитологии Общества Макса Планка (Германия). – Он узнал себя в зеркале!»

Вот уже полвека ученые в попытках выявить у животных самосознание обращаются к зеркалу. Они ставят его в вольер, клетку или аквариум, ждут, пока испытуемое существо к нему привыкнет, и затем наносят непахнущей краской метку на тело так, что животное может увидеть ее только в отражении. Если оно глядит в зеркало и начинает изучать участок тела с отметиной, трогать ее на себе или пытается оттереть – считается, что оно себя узнало, поняло, что отметина находится на его собственном теле, а значит, у него есть осознание себя как индивида – самосознание. Это и есть зеркальный тест.

Мало кто его проходит. Люди – и те далеко не все: годовасики, например, себя в зеркале не узнают, эта способность приходит лишь к полутора годам. Среди других животных с тестом справляются единичные виды – как правило, мозговитые млекопитающие вроде афалин или шимпанзе. Но… рыбулька?

«Есть исследователи, которые, похоже, не желают включать рыб в этот закрытый клуб, ведь в таком случае мы, приматы, перестаем быть особенными, – комментирует Джордан переполох, вызванный его экспериментами с губанчиком. – Приходится либо принять, что у рыб есть самосознание, либо допустить возможность, что этот тест ничего такого не тестирует!»

«Да неужели?!» – встрепенулся эволюционный психолог Гордон Гэллап-младший, выглянув из-за кипы бумаг на его рабочем столе в Университете штата Нью-Йорк в Олбани (США), где он работает с 1975 года, аж дырку в ковре протер своим креслом на колесиках.

Отраженный примат

Однажды, еще в студенческие годы, Гэллап-младший брился перед зеркалом и вдруг осознал себя всего прям как есть. Именно в тот момент ему в голову пришла идея зеркального теста. И уже вскоре, получив должность в Тулейнском университете, он смог опробовать идею на четырех юных шимпанзе, что жили в университетском приматологическом центре.

Гордон Гэллап-младший, бритый и самосознательный.

Каждая обезьянка на пару дней помещалась в отдельную клетку, затем туда на 80 часов ставилось зеркало во всю стену, и время от времени его пододвигали поближе к примату, а Гордон наблюдал за его реакцией и тщательно фиксировал наблюдения на бумаге, которая впоследствии заполонила все его рабочее пространство.

Поначалу шимпанзе реагировали на отражение так, будто видели мелкого незнакомца: кричали на него и демонстрировали угрожающие жесты. Однако через несколько дней крики и угрозы сменились гримасами и грумингом: обезьяны корчили себе рожи, пускали пузыри, ковырялись в носу, вычищали остатки пищи из зубов и рассматривали в отражении свои взрослеющие гениталии. Все говорило о том, что шимпанзе понимали, кого они видят в зеркале. Чтобы подтвердить это, животных погрузили в сон, намазали им красной краской пятна на бровях и на ушах и вернули к зеркалу. Едва обезьяны очухались, они стали вновь глядеться в зеркало, то и дело трогая пальцами намалеванные места, – очевидно, они узнавали себя в отражении.

Когда в 1970 году в журнале Science вышла научная статья, «она оказалась значительнее, чем я предполагал», признается Гэллап: «Людей захватило это открытие!» Самосознание – вот что выявляет зеркальный тест, говорит ученый, подразумевая под этим термином «способность становиться объектом собственного внимания». И эта способность, по его мнению, предполагает наличие редкого интеллекта. Любое животное, которое способно узнавать себя в зеркале, потенциально может догадываться о том, что у других индивидов есть свой собственный разум, и даже сопереживать им.

Для самого Гэллапа куда более удивительным оказалось то, что зеркальный тест полностью провалили макаки, которых он исследовал примерно в то же время, что и шимпанзе. Несколько лет назад, однако, некоторые макаки-резусы спонтанно пощупали себя за точку от лазерной указки на лице (видео выше) – правда, перед этим китайские специалисты неделями обучали их трогать лазерные точки на предметах, видимых только в зеркале, с закрепленной перед ним головой. А в предыдущем исследовании тех же авторов макак муштровали с помощью направленного на лицо обжигающего лазера – в результате они, глядя в зеркало, смогли нащупать на себе и точку от обычного, нераздражающего лазера. Таким образом, «самопознанию» можно научить через ассоциацию зрения с проприоцепцией или соматосенсорикой.

Тем не менее от природы большинство приматов способностью узнавать себя в зеркале все-таки не обладают. Обыкновенных игрунок даже пробовали мотивировать, мазнув им голову «Нутеллой», но те в лучшем случае пытались слизать шоколадный крем с обезьянки из зеркала. Зеркальный тест прошли лишь шимпанзе, бонобо, некоторые гориллы и орангутаны – у последних наличие данной компетенции предполагал еще Чарлз Дарвин, наблюдавший за юной самкой Дженни в зоопарке Лондона в 1838 году. И конечно, люди. Вскоре после первых экспериментов Гордона Гэллапа с шимпанзе психолог Бойла Амстердам из Университета Северной Каролины, намазав детские носики красной краской, установила, что к двум годам большинство человеческих детенышей уже понимают, что за малыши глядят на них из зеркала.

В последующие десятилетия Гэллап и другие специалисты протестировали целую уйму животных – большинство из них тест не прошли и воспринимали свое отражение как иную особь. Но не все. Когнитивный психолог Диана Рейсс, специалист по морским млекопитающим из Хантерского колледжа в Нью-Йорке, опробовала зеркальный тест на дельфинах, как в соавторстве с Гэллапом, так и с другими коллегами. И хотя совместное с Гэллапом исследование оказалось малоубедительным, дальнейшие эксперименты показали, что афалины пройти тест способны: с меткой черного маркера на боках они проводили больше времени у зеркала, а без метки рассматривали в отражении свои глаза и морды, подпрыгивали и пускали разнообразные пузырики. Более того, узнавать себя в зеркале они, похоже, начинают в более юном возрасте, чем человечки, не говоря уже о шимпанзятках!

В другом исследовании, совместном с Джошуа Плотником и Франсом де Ваалем, Рейсс выявила самоузнавание у азиатских слонов. А отдельная научная группа под руководством де Вааля установила, что на это способны и сороки – пока что единственные из птиц. Французские специалисты выяснили, что обыкновенные и черные косатки обладают когнитивными способностями для прохождения теста. А их бельгийские коллеги наблюдали, как с ним справляются рыжие муравьи из рода Myrmica.

Гигантские морские дьяволы (манты), возможно, способны узнавать себя в зеркале: когда им поставили его в аквариум, они проводили перед ним много времени, а еще выдували пузыри, чего у них прежде никогда не наблюдали. Правда, теста с нанесением на тело отметки в эксперименте не проводилось.

Впрочем, с точки зрения Гордона Гэллапа, однозначно прошли зеркальный тест лишь шимпанзе, орангутаны и люди. Успехи остальных приматов, не говоря о других животных, его не убеждают: по мнению ученого, экспериментаторы часто видят в их поведении то, чего на самом деле нет. Раскритикованный им гарвардский биолог Марк Хаузер однажды попытался воспроизвести свое исследование эдиповых тамаринов, которые перед зеркалом якобы трогали себя за шерстистую голову, покрашенную в необычные цвета, – и ничего у него не вышло (а позже его уличили в фальсификации других исследований и вышвырнули из университета). Тем не менее Гэллап, по собственным словам, «более чем рад рассмотреть возможность того, что еще какой-то вид может быть способен узнавать себя в зеркале». Так как насчет губанчиков?

Губанчик в зазеркалье

Алекс Джордан и его коллеги из Университета Осаки (Япония) желали нащупать когнитивные границы социальных рыб, вот почему решено было предложить им зеркальный тест. Цихлиды, однако, его провалили. Следующими на очереди были губанчики – весьма умные и социализированные рыбки, живущие на коралловых рифах и занимающиеся чисткой более крупных рыб от паразитов и частичек обветшалой чешуи. Клиенты бывают опасны, так что губанчикам приходится быть смекалистыми, чтобы из чистильщиков не превратиться в пищу. Они очень любознательны как в лаборатории, так и в природе, отмечает Джордан, и очень внимательны к людям – пытаются вычистить им руки или маску для плавания, словно своим клиентам.

Казалось, губанчики проходили через те же стадии восприятия отражения, что и шимпанзе: сперва они атаковали незнакомок (в экспериментах участвовали самки), затем начали вести себя необычным образом, например, плавали брюшком вверх перед зеркалом (данное поведение впервые замечено у этого вида), а через несколько дней стали проводить возле него много времени, будто изучая того, кто сидит внутри. Когда ученые ввели им под кожу полимерную коричневую метку, напоминающую эктопаразита, некоторые рыбки принялись рассматривать ее в зеркале, потом попытались отскрести ее о дно (так делают многие рыбы, чтобы избавиться от раздражителя), после чего вернулись к зеркалу. Судя по всему, они прошли тест, сделали вывод авторы исследования.

Больше трех лет исследователи пытались опубликовать результаты в научном журнале, продираясь сквозь скепсис рецензентов, таких как Гордон Гэллап-младший, который был «неистово против», говорит Джордан. «Хе-хе-хе», – злодейски ухмыляется Гэллап, приставляя ко рту мизинец. Слишком неоднозначно описанное рыбье поведение, считает он. Возможно, губанчики просто хотели показать незнакомым рыбам из зеркала, что нужно сделать для избавления от паразита. «На редкость притянутое за уши объяснение», – огрызается Алекс. Диана Рейсс тоже рецензировала манускрипт, и ей показалось неубедительным суждение о том, что губанчики плавали пузиком вверх с целью проверки возможностей зеркала. Как и Гэллапа, ее смутила схожесть метки с паразитом, на которого рыба реагирует инстинктивно, – у других испытуемых животных метки выглядели нарочито неестественно.

Так или иначе, в феврале 2019 года работа наконец была опубликована в журнале PLoS Biology. Алекс Джордан хочет, чтобы мир узнал, какие рыбки умные. «Нет, я не говорю, что рыбы так же умны, как шимпанзе, или что губанчик ровня полуторагодовасику, – оговаривается он. – Просто зеркальный тест, возможно, не является тестом на самосознание».

«Да неужели?!» – поперхнулся Гордон Гэллап-младший, вынырнув из бумажного сугроба, словно дискета из винтажного компа, что стоит в его кабинете наряду с видеомагнитофоном и диапроектором, также заваленными бумагой. Что же в таком случае проверяет этот тест? «Ась?!»

Спектр самосознания

Порой бывает сразу понятно, что животное не понимает сути зеркала – как броненосец Потемкин, который будит по утрам нашего главреда, атакуя незнакомого зверя в зеркальной двери спальни на его роскошной вилле с пеликанами у Женевского озера. Однако неспособность к самоузнаванию одной особи не означает, что все представители вида на это неспособны.

Броненосец Потемкин и Тот, кто сидит в Женевском озере.

Гордон Гэллап, возможно, с этим не согласился бы: в его понимании узнавание себя в отражении требует развитого интеллекта, так что вид либо демонстрирует самосознание, либо нет. А вот Диана Рейсс и другие исследователи полагают, что самосознание и самоузнавание скорее можно описать с помощью континуума – непрерывного ряда переходящих друг в друга состояний, от рефлекторной реакции на зеркального двойника до полного осознания себя самым что ни на есть человеком.

В 2005 году именитый приматолог Франс де Вааль вместе с соавторами показал, что капуцины-фавны намного чаще смотрят в глаза своему зеркальному визави, чем незнакомой обезьянке за стеклом. То есть они, может, и не узнают в отражении себя, но, вероятно, понимают, что перед ними некто особенный, отличный от незнакомцев их вида. Другие обезьяны, не справляющиеся с зеркальным тестом, могут тем не менее использовать зеркало в качестве инструмента для рассматривания визуально недоступных деталей своего тела. Чем не промежуточное состояние между отсутствием и наличием самосознания в дискретном понимании?

«Любому животному нужно иметь о себе представление, им необходимо знать свое место и свои возможности в существующем физическом окружении, равно как и свою роль в социальной группе, – отмечает де Вааль. – Что, если самосознание развивается как луковица, наращивая слой за слоем, вместо того чтобы возникнуть сразу целиком?»

Алексу Джордану импонирует идея континуума: губанчики, по его мнению, располагаются в нижней части спектра самосознания – все-таки соскрести паразита с чешуи не то же самое, что сидеть на берегу озера в обнимку с пеликаном и броненосцем и размышлять о своем важном месте во Вселенной. Прохождение зеркального теста едва ли связано с самосознанием – эта его мысль находит определенную поддержку в научной среде. «Думаю, сообщество желает пересмотра и переоценки того, как мы постигаем животное знание», – говорит Джордан.

Алекс Джордан проверяет губанчика зеркальным тестом. Губанчику неинтересно. Фото: Simon Gingins.

В чем большинство экспертов согласны, так это в том, что узнавание себя в зеркале связано с социальностью. Виды, успешно проходящие зеркальный тест, живут в группах. Показательно в этой связи исследование 1971 года Гэллапа и коллег, в котором шимпанзе, родившиеся в неволе и выросшие в изоляции, не прошли зеркальный тест, а дикие и социальные – прошли. «Когда самость возникает, она всегда предполагает опыт взаимодействия с другими, – писал в 1934 году американский философ Джордж Герберт Мид. – Не может быть опыта самости самого по себе».

«Как только становишься объектом собственного внимания и начинаешь думать о себе, ты можешь использовать свой опыт для того, чтобы судить о сопоставимом опыте других», – добавляет Гордон Гэллап. Кто способен узнавать в зеркале себя, тот в состоянии строить «теории разума» в отношении других, тот что-то понимает в их психике и даже может им сопереживать. Ни один вид животных не эволюционировал перед зеркалом, но некоторые могут видеть свои отражения в глазах и поступках сородичей.

Объясни свою зеркальность

Социальность азиатских слонов позволила ученым усовершенствовать для них зеркальный тест. Ранний вариант, описанный в научной публикации 1989 года, потерпел неудачу: слоны там тестировались в закрытом помещении, а зеркало было довольно небольшим. В 2006 году Джошуа Плотник, Франс де Вааль и Диана Рейсс поставили в открытом слоновнике большое зеркало – 244 на 244 сантиметров квадрат. Слонихи могли видеть себя в нем целиком, а кроме того, могли привстать на задние ноги и заглянуть за него или пригнуться к земле и посмотреть под него. Еще они могли видеть в зеркале подругу – ученые тестировали слоних в парах, что «давало им возможность использовать напарницу в качестве системы отсчета», объясняет Плотник. Видя в отражении подругу рядом с незнакомкой, слониха могла догадаться, что незнакомка – это она сама и есть.

На сей раз одна из трех слоних справилась с тестом – она активно трогала хоботом крестообразную метку над глазом, глядя в зеркало. Есть у исследователей и данные по другим слонам – неопубликованные, но многообещающие, подмигивает Плотник.

Рисунки экспериментов научных групп Джошуа Плотника, о которых речь выше и ниже.

Да и, в конце концов, почему самосознание обязательно нужно рассматривать в зеркале? То, что слоны вполне осознают свое тело, было продемонстрировано в другом эксперименте Плотника: слониху просили поднять и передать человеку палку, привязанную к коврику, на котором она стояла, но для этого ей пришлось бы с него сойти. И слониха действительно догадалась это сделать, а значит, она поняла, что ее тело представляет собой препятствие для успешного выполнения задания. «Для дальнейшего исследования самосознания нужно перестать рассматривать реакцию на зеркало как лакмусовую бумажку, – комментирует Франс де Вааль. – Необходимо значительно больше тестов, в том числе заданий невизуального характера, чтобы полнее развить понимание того, как другие виды позиционируют себя в этом мире».

«Надо стараться ставить себя на место животного, с которым работаешь», – уверен Джошуа Плотник, специалист по сравнительной психологии из Хантерского колледжа в Нью-Йорке. Например, слоны любят грязь, их мало волнуют какие-то отметины на теле, не то что любителей груминга вроде шимпанзе. Гориллы, с другой стороны, тоже другу другу чистят шерсть, но они не любят прямого зрительного контакта – это может объяснить, почему они не столь успешны в прохождении зеркального теста, как шимпанзе или орангутаны. Нужно учитывать особенности восприятия и мотивации подопытных. Зеркальный тест – визуальный, но слонов больше интересуют запахи и звуки. «Разве честно тестировать животное, которое не является в первую очередь визуалом и заведомо обречено на провал? – возмущается Плотник, размахивая лобзиком. – Это вообще законно, сука?!»

Собаки, к слову, себя в зеркале не узнают. Несколько лет назад Александра Хоровитц, специалист по поведению псовых из нью-йоркского Барнард-колледжа, разработала «ольфакторный зеркальный тест» специально для собачек. Как выяснилось, лучшие друзья человека больше внимания уделяют обнюхиванию своей урины, если в нее добавлена дополнительная запаховая «метка» (подробнее об этом исследовании мы писали здесь). Диана Рейсс, которая называет себя подругой Хоровитц, не думает, что данный тест доказывает способность собак узнавать себя (и в этом с ней солидарен Гордон Гэллап), но считает его интересной отправной точкой для дальнейшего изучения внутреннего мира животных и поиска у них самосознания.

Шимпанзе разглядывает свое отражение в воде в зоопарке. Фото: Frans de Waal.

Урина… А ведь именно с нее, как ни странно, началась история изучения способности узнавать себя в зеркале: в 1921 году немецко-американский психолог Вольфганг Кёлер, один из основателей гештальтпсихологии, описал данную способность термином «зеркальная компетентность», после того как увидел шимпанзе, разглядывавших себя в моче, что замерзла на полу клетки.

Столетие спустя Гордон Гэллап-младший сидит в своем кабинете в Олбани и не собирается сдавать позиции зеркального теста. За горами бумаги можно увидеть на стенах множество зеркал – это чистой воды совпадение, юлит он, они уже висели там до него. Его хитрая улыбочка отражается в зеркале, а ее отражение – в зеркале напротив. Самосознание буквально разлито в воздухе. Оно распространяется из зеркала в зеркало, в соседнее зеркало и супротивное зеркало, и снова из зеркала в зеркало, зеркало в зеркале, зеркало в зеркале зеркала, зеркалу зеркалом зерк


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Quanta Magazine и др.

Все права на текст принадлежат нашему журналу. Убедительная просьба не копировать его без договоренности с редакцией. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на этот номер – мы будем рады. И конечно, будем очень признательны за любую поддержку нашего проекта. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Ольфакторный «зеркальный» тест: собаки узнают себя в моче
Рифовые экосистемы существуют благодаря круговороту рыбулек
Франс де Вааль об отвращении у приматов и других животных

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение