Собаки браконьеров загрызли шимпанзе на глазах у приматолога

Кевин Лангерграбер 19 лет изучает шимпанзе в местечке Нгого, что в национальном парке Кибале в Уганде. В последний день июля он, как обычно, встал на рассвете и отправился в лес наблюдать за обезьянами. На этот раз ему повезло найти группу из 30 взрослых шимпанзе, которые расслаблялись и играли с детенышами. День задался, ничто не предвещало. «Только я и три десятка шимпанзе – я был счастлив, – говорит Кевин. – Но все очень быстро изменилось».

42-летняя самка шимпанзе Кидман и ее дочка, родившаяся 8 июля, в первый день ее жизни в Нгого, национальный парк Кибале (Уганда).

Когда шимпанзе пошли в сторону хорошо знакомого пролеска, Кевин последовал за ними. Как только они перешли пролесок и вошли в чащу, он вдруг услышал впереди крик одной из обезьян. Может, в лесу им повстречался буйвол или слон? Кевин побежал вперед и, к своему удивлению, увидел двух черных мужиков с двумя десятками собак. Это были браконьеры! Кевин пошел на них, громко крича. Браконьеры струхнули – а вдруг крикун не один, может, с ним идут рейнджеры с автоматами – и убежали. Но собаки остались.

Половина из них терзала самку по имени Кидман и ее дочурку 25 дней от роду. Остальная свора драла Джамбо, шестилетнего сына Кидман. Кевин начал пинать собак в попытке отогнать их – безуспешно. В спине Кидман он увидел копье. Он вытащил его и стал колоть им псов, грызущих Джамбо. Некоторых убил, остальные убежали. Затем Кевин присоединился к Элтону, взрослому сыну Кидман, который сражался с собаками, терзавшими его мать. Друг Элтона, Хикс, тоже помогал, а потом он взял ее израненную дочку и скрылся с ней в лесу. В конце концов Кевину и Элтону удалось прогнать собак, но Кидман все равно через несколько минут умерла. Элтон подошел к ней, обнюхал в последний раз, потом ушел.

Вот счастливый Кевин Лангерграбер идет по пролеску за любимыми шимпанзе – а десять минут спустя он стоит среди мертвых и израненных собак с копьем в руке, залитым обезьяньей и собачьей кровью, рядом с телом обезьяны, которую он знал 19 лет. «Это было просто ужасно, – едва сдерживает слезы Кевин. – Ты знаешь, что шимпанзе умирают, но когда это происходит прямо на твоих глазах, это так по-настоящему… И было очень тяжело пырять копьем всех тех собак, я ведь люблю собак, но это нужно было сделать…» Он оставался с телом Кидман четыре часа.

Спустя какое-то время коллеги Кевина нашли Хикса, дочурка Кидман лежала на его животе – обычно так матери носят своих детенышей, а взрослые самцы – нет. Позавчера стало известно, что дитя не выжило без матери, не говоря уже о ранах от зубов собак. Вчера был найден Джамбо, он хромает, но в целом в порядке.

Кидман и Джамбо.

Приматологи изучают шимпанзе из сообщества Нгого с 1995 года. Кидман, названная в честь актрисы Николь Кидман, была одной из любимиц, она обладала добродушным нравом и почти не боялась людей, часто она засыпала в обнимку с детьми прямо возле ученых. Харпер, мать Хикса, одна из старейших самок в группе была лучшей подругой Кидман на протяжении десятилетий. Элтон находится в том возрасте, когда самцы начинают жить отдельно от матерей, но он по-прежнему жил с Кидман. Как воспримут ее гибель близкие и как отнесутся к ее исчезновению те, кто не шел в одной группе с ней в тот день?

У шимпанзе известно поведение, напоминающее скорбь. Например, в одном случае дочери сидели возле умирающей старой самки, гладили ее, держали за руку, после ее смерти выглядели подавленными и несколько дней не подходили к тому месту, где она скончалась. Матери иногда таскаются со своими мумифицировавшимися детенышами, ухаживают за трупиками, вглядываются в мордочки в поисках жизни. В 2002 году в Нгого пропал самец по имени Эллингтон – может, был убит браконьерами или другими шимпанзе, – и его лучший друг Заяц, прежде общительный, замкнулся в себе, наведывался растерянно в разные крупные группы шимпанзе, осматривался и скоро уходил – он будто бы искал своего друга.

Кидман с дочкой за пару дней до гибели.

Насилие – неразрывная часть природы, и шимпанзе как страдают от него, так и совершают: убивают друг друга, воюют между собой, охотятся на красных колобусов и едят их на ужин. Сейчас в Нгого назревает гражданская война: две сотни некогда дружных шимпанзе оказались по разные стороны баррикад. Этим летом один самец был убит бывшим союзником. «Это тяжело, но ты принимаешь это как естественное поведение шимпанзе, – говорит Лангерграбер. – Но браконьерство… я не знаю… это куда худшие ощущения, это не имеет смысла…»

В других странах Африки шимпанзе часто убивают ради мяса, однако в Уганде существуют локальные табу на поедание приматов и браконьеры обычно охотятся на кустарниковых или больших лесных свиней. Часто в их ловушки для свиней или антилоп попадают обезьяны – примерно у трети шимпанзе из Нгого есть травмы от таких ловушек. Но иногда браконьеры встречаются с шимпанзе лицом к лицу и убивают их, чтобы покормить собак. Именно это и произошло 31 июля. К сожалению, антибраконьерские отряды с собаками не смогли выследить ту пару мужиков – следы их затерялись среди слонов…


Текст: Виктор Ковылин. Фото: Kevin Langergraber
По материалам: The Atlantic, Ngogo Chimpanzee Project

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Как Дарвин отнял младенца у матери и съел его
Собака-Марсобака: друг человека на Красной планете
Маменьки бонобо устраивают сексуальную жизнь своим сынкам

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение