У муравьев из Коста-Рики открыли новую касту

Примерно четверть века назад американские энтомологи, работавшие в Коста-Рике, заметили, что среди рабочих муравьев вида Ectatomma ruidum есть такие, которые добывают пищу своеобразным образом – воруют ее из соседних муравейников того же вида. Новое исследование, проделанное другой научной группой, показало, что это не просто творческий подход к добыче пищи, а характерный комплекс поведения, присущий особям с особой запаховой подписью. Таких муравьев ученые предлагают определить как отдельную касту – муравьев-воров.

Муравьи Ectatomma ruidum распространены от юга Мексики до Бразилии. Этот мураш лакомится нектаром инги в Эквадоре. Фото: Alex Wild.

У муравьев обычно выделяют три касты: самки, самцы и рабочие особи – они отличаются друг от друга фенотипом и функциями. В свою очередь рабочие муравьи тоже неоднородны: среди них могут быть солдаты, защищающие муравейник, фуражиры, осуществляющие поиск пропитания, няньки, ухаживающие за самкой и приплодом, и другие «профессионалы». На протяжении жизни рабочие особи могут менять свою специализацию (в молодости – нянька, в зрелости – строители и фуражиры, в старости – сторожа) либо держатся одной постоянной (солдаты отличаются от своих сверстников крупными размерами, особенно что касается головы). В англоязычной литературе эти профессиональные группы также называют кастами. Но, строго говоря, это полиэтические группы рабочих муравьев, а касты – это на порядок выше, слышишь.

Выявленные среди E. ruidum воришки представляют собой функциональную группу муравьев-фуражиров и составляют порядка 5% населения колонии, отмечают авторы нового исследования. Их поведение отличается от других фуражиров особой жуликоватостью. Они не просто носят еду из чужого муравейника в свой, а делают это так, будто стараются не привлекать внимание. Они избегают встреч с другими муравьями, а если завидят кого-то, тут же застывают на месте, затем разворачиваются и убегают в противоположном направлении. Сцапнув чужое добро, бегут быстрее честных фуражиров. Если схватить их, они тут же виновато роняют добычу, в то время как обычные фуражиры цепляются за нее истово, истинно, сызмальства, исподволь, поскольку знают, что заполучили ее самым законным образом.

Иногда воришек застукивают на месте преступления, и тогда муравьи-хозяева действуют как вышибалы: подхватывают прохиндеев, относят их на расстояние около метра и отпускают. «Но на следующий день те снова воруют, как ни в чем не бывало», – говорит биолог Терренс Макглинн из Университета штата Калифорния в Домингес-Хиллс (США), ведущий автор исследования. Никакого сопротивления вышибалам застигнутые врасплох воришки не оказывают. «Они знают, что делают что-то неправильное, – считает Хоуп Джарен из Гавайского университета в Маноа (США), одна из соавторов статьи. – Провинившиеся маленькие муравьишки!»

Муравей Ectatomma ruidum ​тащит гусеницу где-то в лесу Коста-Рики. С точки зрения обычного фуражира, добыча не может быть оставлена и брошена, позже найдена. Но фуражир-воришка при малейшей опасности все бросит и убежит. Фото: Benoit Guenard.

Не только поведение делает воришек уникальными, но и запах. Еще в начале 90-х ученые выяснили, что на их экзоскелете имеются запаховые метки, промежуточные между той, что присуща их родной колонии, и той, что характерна для колонии, из которой они воруют. Благодаря этому они могут спокойно прокрадываться в чужой муравейник, но только в один конкретный, которому соответствует их метка. А когда они возвращаются с награбленным, всегда есть уверенность, что своя семья их пустит в родное гнездо. Как конкретно запах и поведение вороватых муравьев регулируется на молекулярно-генетическом уровне, еще предстоит биологам выяснить.

Возможно, подобные полиэтические группы-касты есть и у других видов муравьев – в частности, имеются данные, что воровством промышляют некоторые Messor aciculatus, распространенные на Дальнем Востоке. Большинство видов тропических муравьев и вовсе плохо изучены. «Что меня прельщает, так это то, что данное явление не известно широко среди людей, изучающих муравьев и социальное поведение, – делится Терренс Макглинн. – Всякий раз, как я показываю воришек другим ученым во время посещения дождевого леса, они чрезвычайно удивляются и спрашивают, почему об этом так мало пишут». Его с коллегами статья, написанная в доступной для широкой публики манере, просто обязана стать «классикой цитирования», считает ученый.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Animal Behaviour (McGlynn et al., 2015)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Живое муравьиное родео обнаружено в Техасе (где же еще)
Японские росянки подворовывают насекомых у соседей
Наука-горемыка, на которую никто не ссылается

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение