Мир захлестывает эпидемия злых клоунов. Начиная с августа в американских городках и кварталах стали появляться темные личности в клоунских костюмах, которые сначала заманивали детей в лес, потом стали выпрыгивать на жертв из-за угла и из кустов, гоняться за ними с ножами и электропилами, угрожать гражданам в соцсетях. В некоторых штатах даже ввели запрет на клоунский наряд на Хеллоуин. В октябре злые клоуны добрались до Австралии с Европой, и вот они уже в России вантузами машут. Самое время разобраться, почему они всех нас так пугают и в чем причина этого насущного кошмара текущих дней.
Клоуны представляют собой «идеальный шторм странных вещей», говорит социальный психолог Фрэнк Макэндрю, один из авторов опубликованного ранее в этом году обстоятельного исследования, посвященного феномену жути. Они весьма странно выглядят, озорничают и вредничают, а кроме того, из-за их грима бывает трудно идентифицировать личность исполнителя, определить его эмоции и понять, что у него на уме.
В связи с этим некоторые люди склонны объяснять клоунскую жуть эффектом «зловещей долины». Он заключается в том, что объект тем больше вызывает позитив и умиление, чем больше похож на человека, но ровно до тех пор, пока не становится слишком похожим и начинает восприниматься как не вполне нормальный вариант человека. Так, умеренно человекоподобные роботы, мультяшные зверушки и глазастые водоросли нам симпатичны, а на мертвяках, куклах и персонажах «Полярного экспресса» кривая симпатии резко идет вниз, образуя «зловещую долину» на графике. Клоуны с их неестественным гримом и гипертрофированными чертами внешности тоже находятся на грани человеческой нормальности.
Однако «зловещей долиной» объяснить жутковатость клоунов можно лишь частично. Надо отметить, что это понятие относится к неживым объектам, напоминающим людей, а клоуны – это самые что ни на есть люди, хоть и странно выглядящие. К тому же далеко не всегда они пугающие – разве можно Никулина и Попова хоть малость заподозрить в коварстве и желании порешить зрителя пилой?
Что действительно делает клоунов жуткими, так это их неопределенность во всем ее многообразии, полагает Макэндрю. «Если человек готов попирать принятые обществом условности, наряжаясь и ведя себя так, как они это делают, то какие еще правила они захотят нарушить?» – говорит он. В своем исследовании психолог опрашивал участников о том, какое поведение и черты внешности им кажутся жуткими. Одним из главных факторов жути оказалась непредсказуемость.
«Только когда мы сталкиваемся с неуверенностью по поводу угрозы, тогда нас и бросает в дрожь, – пишет Макэндрю. – Может выглядеть странным и грубым сбежать посреди беседы с человеком, от которого веет жутью, но который вроде как неопасен. В то же время было бы рискованно игнорировать собственную интуицию и продолжать общение, если он действительно представляет собой угрозу. Из-за этой двойственности ощущений вы застываете на месте, окутанные жутким дискомфортом».
Еще одним фактором может быть несоответствие между разными визуальными и поведенческими сигналами. От человека в глупой яркой одежде ожидаешь глупого же поведения, тогда это может повеселить. Если же клоун молча смотрит на тебя и хладнокровно демонстрирует признаки интеллекта, то бега мурашек по спине не избежать. Неслучайно в последних абзацах столько «холодных» слов: «дрожь», «застывать», «хладнокровно». Состояние боязни сопровождается ознобом, который даже может служить индикатором в исследованиях жути, полагает голландский психолог Понтус Леандер. Так, в одном из его экспериментов испытуемые ощутили холод из-за дискомфорта, вызванного рассогласованными невербальными сигналами со стороны его коллеги. И это она еще была не в клоунском костюме!
От розыгрышей средневековых шутов и скоморохов до эксцентричных выходок современных клоунов – неоднозначное поведение всегда являлось частью образа ряженых комиков. В 1892 году клоун-убийца дебютировал в итальянской опере «Паяцы», в 1940 году появился персонаж комиксов Джокер, чья одиозность растет от экранизации к экранизации. В 1970-х годах в реальной жизни орудовал Джон Уэйн Гейси, который днем развлекал публику в образе доброго клоуна Пого, а по ночам насиловал и убивал молодых людей, захоронив 33 человека у себя дома в Чикаго. Наконец, в 1986 году вышел роман Стивена Кинга «Оно», и его Пеннивайз, пожалуй, стал квинтэссенцией страшного клоуна – маньяка-убийцы и тролля-психопата.
Возможно, именно Пеннивайз и его прототип Гейси окончательно зафиксировали связь клоунов со злом в коллективном бессознательном американцев. В настоящее время клоуны чаще ассоциируются с чем-то страшным, нежели веселым. Список самых жутких профессий, согласно исследованию Фрэнка Макэндрю, возглавляют именно клоуны. По некоторым данным, даже дети недолюбливают клоунов, хотя и существуют отдельные исследования, в которых вроде бы подтверждается их успокаивающий эффект в больничных условиях (вот, например, с неожиданным и метким комментарием Станислава Дробышевского).
В целом получается, злые клоуны – явление достаточно давнее и хорошо облизанное индустриями развлечений. В связи с этим нынешний медиавирус несколько удивляет своей успешностью. Даже специалист по мемам Микеле Косциа, аспирант-информатик из Гарвардского университета (США), пребывает в замешательстве. «Моя теория гласит: если мем баянистый, то он не станет вирусным, – говорит он. – Меж тем клоуны стали. Значит, в данном случае моя теория неверна, скажете вы». Но у него есть на сей счет гипотеза.
Для всяких мемов Косциа может рассчитать «каноничность» – параметр, определяющий их необычность. Низкая каноничность означает большую неординарность мема и более высокую вероятность того, что он станет вирусным. Жуткие клоуны – это давно уже высококаноничное явление, злобные пранкеры – тоже. А теперь соединим – аххх! – «жуткие клоуны – злобные пранкеры», некий новый, низкоканоничный мем! Вот почему он становится вирусным. Особенно когда средства массовой информации его раздувают, создавая иллюзию важности.
Как скоро это прекратится? «Обычно я замечаю, что чем выше пик популярности, тем короче жизнь мема, – говорит Косциа. – Если жуткие и злобные клоуны-пранкеры станут сильно распространенным и частым явлением, люди быстро от них устанут». Но если они проявят холодную сдержанность и убийственный интеллект, то еще долго будут развлекать мирных граждан своим террором. А потом войдут в нашу жизнь навсегда.
Текст: Виктор Ковылин. По материалам: National Geographic, The Conversation
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вы хотите поделиться информацией, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. Пожалуйста, не копируйте текст в соцсети целиком, мы хотим, чтобы наши статьи читали на нашем сайте, попутно замечая и другие наши статьи. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Темная сторона дельфина
Неожиданные авторы психологических публикаций
Кровоточащие помидорки обольстили семиклассниц
Комментарии:
Обсуждение закрыто.