Сидите вы в автобусе, а рядом с вами свободное место, при этом вам не нужны попутчики, вы хотите уединения, а не болтливую тетку или смердящего господина сбоку. Особенно когда нужно ехать в течение долгого времени. Что вы предпримете, чтобы сохранить комфорт одиночества?
Социолог Эстер Ким, выпускница Йельского университета, в течение двух лет ездила по США автобусами Greyhound и наблюдала за тем, как пассажиры ведут себя в таких ситуациях, иногда разговаривала с ними, притворяясь обычной попутчицей. «Я стремилась смешаться с другими и не использовала записывающих устройств, – пишет Эстер в отчетной статье в журнале Symbolic Interaction. – Я инициировала что-то типа случайного разговора, давая беседе начаться естественным образом, отвечала на попытки других пообщаться, например, реагируя на вздохи или тихие комментарии людей в очереди в автобус, а в самом автобусе беседовала с соседями по ряду».
В итоге ей удалось сформулировать список основных тактик, к которым прибегают люди, чтобы к ним никто не подсел. По правде говоря, большую часть из этих психотехник за Эстер сформулировала студентка Лоретта, опытная пассажирка, которая любит поспать в автобусах, свернувшись калачиком на двух сиденьях, и поэтому многое знает о том, как правильно отваживать попутчиков. Но Эстер и сама опробовала приведенные ниже действия на практике и нашла их довольно эффективными.
Итак, если вы не желаете, чтобы заходящие в автобус пассажиры подсаживались на предательски пустующее рядом с вами место, вам стоит избегать с ними зрительного контакта, а лучше вообще притвориться спящим, прислониться к окну и растянуть на соседнее сиденье ваши ноги. Можно поставить туда большую сумку или разложить несколько мелких предметов – на перекладывание их на багажную полку явно придется затратить много времени, и никто не захочет его терять и попросту пройдет дальше по салону. Также можно положить рядом спальник или куртку, чтобы место выглядело занятым. Другой вариант – сесть у прохода в наушниках, включить музыку в плеере и делать вид, что не слышите просьбы пропустить человека к месту у окна. Или можно глядеть в сторону окна пустым взглядом, чтобы выглядеть сумасшедшим. Если же ничего не помогает – просто соврите, что место рядом с вами уже занято.
«Не хочется сидеть с каким-нибудь психом, балаболом или жиробасом, особенно потным и вонючим, – поделился с Эстер другой попутчик, энергичный негр Тай. – С тем, кто только что заряжал телефон, тоже не стоит садиться, потому что он точно будет болтать по нему всю дорогу. Лучше всего сидеть рядом с нормальным человеком». Раса, национальность и пол потенциального соседа мало волнуют пассажиров, они больше обращают внимание на гигиену и личность попутчика, потому что от этого напрямую зависит их комфорт во время поездки, отмечает Ким.
Автобус – это пример временного несоциального пространства (nonsocial transient space), в котором действуют свои нормы временного несоциального поведения (nonsocial transient behavior), вводит термины Эстер Ким. Это не место, куда люди приходят поразвлекаться и пообщаться, а средство для перемещения между населенными пунктами, во время которого хочется временно побыть невидимкой среди других таких же невидимок. Несоциальное поведение – это на самом деле форма социального взаимодействия, выражающая нежелание одних людей тратить энергию на других людей, делить с ними как физическое, так и ментальное пространство.
У несоциального поведения в автобусе есть свои негласные правила. Так, например, представляется совершенно неприемлемым занимать место рядом с кем-то при наличии в салоне свободных рядов. Если находится чудак, который по какой-то причине не знаком с этим правилом или пренебрегает им, то вы окидываете его ненавидящим взглядом или издаете недовольный вздох – так вы сигнализируете ему, что он чертовски неправ. Пока в автобусе полно свободных мест, вы полновластный властелин соседнего сиденья – вы вправе устраивать на нем суету, придерживать его для воображаемого друга и сколько угодно прикидываться сонным, глухим или больным. Но вот если водитель объявляет, что салон будет заполнен под завязку, пассажиры обычно оставляют все эти игры, перестают избегать зрительного контакта и неистово пытаются «выбрать» себе наиболее приемлемого соседа – не слишком жирного, в меру безумного, одним словом – «нормального».
Среди причин автобусного несоциального поведения Эстер Ким называет в первую очередь соображения безопасности. В 2008 году широкую огласку в медиа получила история о пассажире, который был обезглавлен попутчиком. Очевидец рассказывал: «Пока мы глядели на дверь, палач спокойно прошел вперед, держа голову и нож, посмотрел на нас спокойно и уронил голову прямо перед нами». Для некоторых это стало подтверждением того, что ездить в автобусах страшно, а на «Грейхаундах» и вовсе ездят психи, пишет Ким.
Не только боязнь за свою жизнь осыпает мурашками спины пассажиров автобусов, но также и за багаж – многие из них делились с Эстер историями об украденных чемоданах, рюкзаках и даже бутылках воды. Любой пассажир может оказаться потенциальным злодеем – поэтому все относятся друг к другу крайне настороженно.
Несоциальности способствуют и негативные эмоции из-за задержек автобусов. Ожидание по разным причинам может растягиваться на многие часы, и это отнюдь не способствует поднятию настроения. На некоторых остановках даже может не быть удобств – туалета, навеса от дождя. В результате люди раздражаются, но предпочитают не высказывать возмущение, чтобы не привлекать к себе внимания, и сидят тихо, каждый сам в себе. Иногда такое поведение даже может служить формой поддержки – демонстрацией понимания напряженной ситуации.
Одним дождливым серым вечером в автобус вошла промокшая девчонка-подросток в джинсовых шортах и футболке цвета фуксии, плюхнулась на сиденье по диагонали от Эстер и стала звонить отцу: «Вот дерьмо, пап! Я пропустила первый автобус несколько часов назад, а второй не приходит! Я стояла под дождем с самого утра!» Разговоры других пассажиров стихли, поскольку ее слова были слышны на весь автобус. «Это не моя гребаная вина, что следующий автобус приходит через пять гребаных часов!» – продолжила кричать девчуля. Все в автобусе, включая водителя, несколько минут молчали, никто не сказал ей успокоиться. «В другой ситуации громкие телефонные переговоры вызвали бы сердитые замечания в адрес человека, но девушка в таком положении обрела что-то вроде молчаливой поддержки, – пишет Ким. – Раздражение от ожидания автобуса может затронуть любого пассажира».
Совсем иначе подобное нарушение тишины будет восприниматься после нескольких часов самой поездки. Длительное пребывание в небольшом закрытом помещении изматывает, поэтому любой малейший шум или долгая беседа по телефону может усугубить стресс и спровоцировать усиление несоциального поведения.
Одним утром после ночи в автобусе, пока пассажиры тихо глядели в окна, читали или просто досыпали, сосед Эстер, крупный белый мужчина предпенсионного возраста, стал негромко, но слышно разговаривать по телефону с дочерью, чем вызвал гнев сидящей через проход пучеглазой негритянки лет за тридцать.
«Ш-ш-ш!» – предъявила она.
«Я буду говорить потише, – произнес мужчина в трубку. – Эта грубиянша только что шикнула на меня».
«Старикан, сворачивай беседу, все тебя слышат!» – разъярилась женщина.
«Вы малость грубоваты, дорогуша», – ответил дядя.
«Старик, поучись хорошим манерам, – продолжила наступление черная особа. – Не видишь – тут все спят!»
Перепалка продолжилась, некоторые пассажиры с задних рядов присоединились, велев заткнуться обоим. В конце концов водитель не выдержал и по микрофону попросил всех успокоиться, добавив, что через 15 минут будет остановка.
«Я надеру тебе зад, когда мы выйдем», – пригрозила негритянка мужику.
«Я бы на это посмотрел», – парировал тот.
К сожалению, пассажирам не довелось развлечься драчкой вздорной дамы и едкого господина: та на остановке всего лишь выкурила сигарету, так никому ничего и не надрав. Но драка и не важна, отмечает Эстер. Имеет значение сама попытка исправить беспорядок, вызванный нарушением негласных правил несоциального поведения, и сохранить несоциальное пространство в исконном виде – предсказуемом, стабильном и безопасном. В общем, до следующей остановки автобус ехал молчаливо и скучно.
Как правило, временное несоциальное поведение характерно для закрытых пространств, где незнакомцы проводят вместе продолжительное время в условиях минимальной приватности, пишет Эстер Ким. Помимо автобусов и других транспортных средств дальнего следования временными несоциальными пространствами могут стать общественные бассейны, хостелы, концертные залы, ночные клубы. «Намеренное обособление – это просчитанное социальное действие, которое вписывается в более широкую культуру социальной изоляции в общественных местах», – считает социолог.
Но есть кое-что, что ее беспокоит. Несоциальное поведение может запросто просочиться из несоциальных пространств в повседневную жизнь, из временного превратиться в хроническое и повсеместное. И вот вы уже всюду боитесь заглянуть в глаза другому человеку, носите наушники, чтобы не слышать окружающих, и молча смотрите в окно безумным взглядом. А автобус жизни меж тем уходит, и попутчиков нормальных разобрали, остались одни балаболы, жиробасы и психи… Берегите вашу голову.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Symbolic Interaction (Kim, 2012)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Может ли скука быть позитивной?
Предел приспособляемости и смертельно жаркое будущее
Нелюбовь и голуби: как милые птицы превратились в «крылатых крыс»
Комментарии: