Росянки Drosera makinoi с острова Кюсю завыли хором: «Укюсю!» – и хищно набросились на бабочку. Примерно такую сцену наблюдали японские биологи Кадзуки Тагава и Микио Ватанабэ в поселке Каваминами на восточном побережье острова июльским деньком пару лет назад. От удивления их глаза даже стали на минутку европейскими.
Если точнее, бабочка сама «набросилась». Росянки D. makinoi растут столь плотно, что крупное насекомое, привлеченное цветочками, может налипнуть на удлиненные листья-ловушки сразу нескольких соседних растений! Увидев такие скопления, ученые решили проверить, не происходит ли среди росянок конкуренция… а может, даже кооперация?
Для исследования они отобрали 115 росянок с пятью ловчими листьями (максимум для данного вида), убрали с них налипшую добычу и ушли пить саке. Через 24 часа вернулись и сосчитали, сколько жертв за это время наловили подопытные. Почти на всех растениях они нашли животных, в среднем по шесть несчастных особей – в основном насекомых из отрядов двукрылых, полужесткокрылых и чешуекрылых. Лишь одна росянка осталась голодной как волк. При этом 46 (40%) испытуемых сумели поймать крупную добычу (больше 3 мм), и 20 из них «разделили» ее с соседом, то есть жертва угодила сразу в два листа разных растений.
Любопытно то, что чем больше соседок было у росянки, тем меньше добычи ей доставалось в целом, однако количество крупных жертв и биомасса личной добычи, напротив, росли с плотностью соседского населения. Таким образом, присутствие рядышком других росянок делает охоту эффективнее, пишут биологи.
И дело не в том, что плотные скопления цветов лучше привлекают внимание насекомых: для другого вида росянок, D. rotundifolia, ранее было показано, что плотность не влияет на успешность охоты. Но у D. rotundifolia листья-ловушки округлые и хорошо приспособлены для ловли мелкой добычи, а у D. makinoi – длинные и узкие, словно волосатый язычок рептилоида. Авторы исследования полагают, что скопище долговязых листьев способствует удачной охоте на крупную добычу: если крепышу удастся вырваться из липкой ловушки одной росянки, то он, вполне вероятно, упадет на такую же ловушку соседки.
Успешная групповая охота впервые обнаружена у хищных растений, хвастаются Тагава и Ватанабэ. Несколько лет назад эти же авторы впервые выявили у росянок (включая D. makinoi) и клептопаразитизм – подворовывание добычи у нехищных соседей, о чем мы подробно писали. Еще несколько лет подобных исследований — и выяснится, что росянки еще и людоеды. Только, увы, никто не сможет об этом рассказать…
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Plant Species Biology (Tagawa & Watanabe, 2021)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими друзьями и подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Японские росянки подворовывают насекомых у соседей
Хитрые гусенички пьют липкие капли росянок за здравие
Серый волк изрыгнул чернику в пасти волчат
Комментарии: