«Ты просто червь, имитация моллюска, – мог бы заявить полихете нового рода и вида Cryptochaetosyllis imitatio голожаберник Coryphellina exoptata. – Разве может червь стращать хищников токсичными телесными выростами?»
Вот и зоологи задаются этим вопросом. Ответ на него позволил бы определить, что за мимикрия имеет здесь место, бейтсовская или мюллеровская. Первый вариант был бы просто очень редким случаем, а вот второй – уникальным во всем типе кольчатых червей (Annelida).

Многощетинковый червь (полихета) Cryptochaetosyllis imitatio – редкий и хрупкий вид. Первым его обнаружил российский зоолог Темир Бритаев в заливе Нячанг во Вьетнаме в 2008 году – он сорок лет изучал полихет и тем не менее обманулся его внешностью, подумав, что это голожаберный моллюск отдыхает на восьмилучевом коралле Dendronephthya (сей экземпляр червя, увы, потерялся при переезде коллекции Лаборатории морфологии и экологии морских беспозвоночных ИПЭЭ РАН). Впоследствии были обследованы сотни таких кораллов, но лишь еще четыре особи нашлись (две были собраны), причем в Японии. Взаимоотношения червя с кораллами до конца не ясны: то ли он симбиотически живет на них, возможно подворовывая пищицу (клептопаразитизм), то ли непосредственно питается ими самым хищническим образом.
Искать этих червячков непросто не только из-за камуфляжного облика, но и в силу размеров – всего 5–6 мм длиной. И в такой коротыш укладываются 14 сегментов переднего (атокного) отдела тела и 31–33 сегмента заднего (эпитокного) отдела, который представляет собой столон, отделяющийся в целях размножения. У представителей подсемейства Autolytinae, к которому относится и Cryptochaetosyllis imitatio, столоны обладают половым диморфизмом, причем мужские и женские носят собственные имена Polybostrichus и Sacconereis соответственно (когда-то эти половые стадии были ошибочно описаны как самобытные черви). Столоны способны к самостоятельному плаванию, в ходе которого они рассеивают половые продукты в воде, а бесполый передний отдел червя тем временем регенерирует новый столон своим задом. Такой способ размножения называется схизогамией.

Щетинки у червя простенькие, крючковатые на кончиках, типичные для симбиотических полихет, цепляющихся ими за хозяев. Вот только они скрыты внутри параподий (мускулистых выростов по бокам), за что новый род и получил имя Cryptochaetosyllis (лат. crypto – «скрытый», chaeta – «щетинка», Силлис – древнегреческая нимфа, предположительно в честь которой Жан-Батист Ламарк в 1818 году назвал род Syllis, а от него уже пошли многочисленные производные имена полихет семейства Syllidae). Зоологи не исключают, что щетинки эти втяжные, как когти у кошки: в выпущенном состоянии они участвуют в передвижении по кораллу, а во втянутом усиливают сходство с голожаберным моллюском.
Главный фактор этого сходства – крупные спинные цирры веретеновидной формы с яркими пигментированными кончиками, весьма похожие на цераты голожаберных моллюсков, обитающих в тех же местах. Цераты – это выросты голожаберников, помогающие в дыхании и содержащие ответвления пищеварительной железы, по которым сюда доставляются книдоциты (стрекательные клетки) съеденных гидроидов, используемые затем моллюском для собственной защиты. Цирры – это выросты полихет, функция которых неясна, но у Cryptochaetosyllis imitatio в них просматриваются некие округлости с малюсенькими отверстиями и неравномерно распределенными гранулами, что едва ли можно рассматривать как книдоциты кораллов, скорее как железы. Правда, никаких выделений из этих желез зоологи не наблюдали.
А ведь мюллеровская мимикрия тем и отличается от бейтсовской, что похожими друг на друга становятся опасные виды с апосематической (предупреждающей) внешностью. Если бы цирры содержали железы с ядом (вопрос требует изучения), то можно было бы говорить о мюллеровской мимикрии, которую ни разу не наблюдали у кольчатых червей. Если же червячок неядовит, значит, речь о бейтсовской мимикрии, имитации съедобным организмом несъедобного. И это само по себе уже достаточно уникально: кольчатых червей еще не уличали в подражании голожаберным моллюскам (зато подобные случаи известны у плоских червей, членистоногих и иглокожих – примеры на фото ниже).

Да и вообще описано не так уж много примеров бейтсовской мимикрии у кольчецов. Морские полихеты Drieschia и Tomopteris, сворачиваясь и прекращая двигаться, уподобляются медузам: длинные цирры дрищей дриший при этом похожи на медузьи щупальца, а томоптерисы исходят слизью и распухают телесами, чем только пуще отпугивают хищников. Ну и есть еще пресноводная пиявка Macrobdella diplotertia, которая имитирует окрас и плавательные движения зеленоватого тритона (Notophthalmus viridescens), вырабатывающего кожей тетродотоксин: таким образом, ей удается и на язык не сесть, и рыбку съесть – тритонов рыбы не опасаются, чем хитрая пиявка и пользуется.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Scientific Reports (Jimi et al., 2024)
Вас также могут заинтересовать статьи:
Ветвистый многозадый червь, пронизывающий тело губки
Полихета ползает по осьминогу в новом для науки симбиозе
Японский червяк носит на голове двустворчатого малюську
Комментарии: