Отважные зоологи не покладая рук описывают новые виды животных, расширяя наши знания о биоразнообразии любимой планеты, ну а мы стараемся по возможности знакомиться со всеми новинками и каждый год отбираем самых интересных, примечательных и клевых лапуль! Вот наши фавориты 2017 года: об одних мы рассказывали, других показывали, но есть и такие, о которых вы точно еще не слышали.
Helmablatta louisrothi – этот удивительный таракан нового рода и вида будто сошел с иконы, слегка откинув нимб с инопланетной головы. Это сущий малютка, всего 3 мм в длину, летать он не умеет, зато быстро бегает – у него очень длинные ноги. Живет таракашка в лавовой пещере Тан Фу на юге Вьетнама, по которой перемещается верхом на летучих мышах. Святой облик ему придает своеобразный шлем, но сам он далеко не святоша, о нет. На спине у таракана имеется железа, выделяющая привлекательный секрет, а также «клешня» и крюк – ими он предположительно хватает и насильно удерживает самку, что прельстилась его пахучими чарами и решила полакать секрет железы. Питается таракан отнюдь не святым духом, а микробами и грибами – в отличие от других пещерных тараканов, предпочитающих гуано.
Nymphister kronaueri – жук-карапузик из Коста-Рики, который путешествует на кочевом муравье Eciton mexicanum, прикрепляясь челюстями к стебельку между его грудью и брюшком, и сам похож на брюшко муравья! Вы, наверное, даже не поняли, что задняя часть этого муравья – вовсе не брюшко, а хитрый жучило. Настоящее брюшко виднеется под ним. Подобного способа мимикрии и транспорта энтомологи прежде никогда не наблюдали.
Euderus set – редчайший пример сверхпаразита-сверхманипулятора. Самка этого красивого наездника внедряет яичко в орехотворку, которая развивается в дубовом галле (вздутии на ветке) и является паразитом-манипулятором (манипулирует растительной тканью, в которой паразитирует), а вылупившаяся личинка сама начинает манипулировать этим манипулятором: превращает орехотворку в зомби и заставляет ее прогрызать галл раньше срока, в результате чего она застревает там, заткнув телом готовый проход, и умирает. После этого повзрослевший наездник вылезает наружу сквозь голову несчастной орехотворки, словно Чужой! Назван наездник в честь древнеегипетского зловещего бога Сета.
Ocyale ghost – паук-волк, живущий только на белопесчаном пляже озера Матседрой на северо-западе Мадагаскара. Видовое имя Призрак паук получил, потому что весь белый как призрак. А также в честь белого волка Призрака из «Игры престолов». Это крупный паук, может достигать 20 см, он ведет ночной образ жизни и питается такими же белобрысыми кузнечиками, хотя иногда не стесняется загрызть и представителей своего вида, что для пауков-волков нехарактерно.
Diogenes heteropsammicola – единственный известный рак-отшельник, который раковине моллюска в качестве домика предпочел коралл. Обычно в симбиозе с кораллами Heterocyathus и Heteropsammia участвуют червячки сипункулиды: сначала коралл обрастает снаружи и изнутри мелкую ракушку, в которой поселилась сипункулида, и постепенно сам становится ему жильем, а сипункулида не дает домику-кораллу засыпаться песком и таскает с собой по дну (поэтому эти кораллы именуют «ходячими»). Как оказалось, такой же симбиоз может возникать у коралла и с раком-отшельником из пролива Осима у одноименного японского острова. Рак носит коралл с собой, переворачивает в случае опрокидывания, не давая погибнуть, а коралл служит ему уютным и постоянным домиком, растущим вместе с жильцом.
Tarumania walkerae – эта, казалось бы, малоприметная рыба обладает столь уникальным набором признаков, что для нее пришлось описать не только новый род и вид, но и новое семейство Tarumaniidae! Его поместили в отряд харацинообразных, и это первый представитель отряда с угревидной формой тела и роющими повадками. Тарумании обитают в пойменных лесах бассейна Риу-Негру в Бразилии и в сухой сезон зарываются глубоко в листовой опад на дне луж, оставшихся от реки и ее притоков, – там-то ученые их и обнаружили. Среди необычных черт этих хищных рыб – обратное наложение чешуи на голове, 11-камерный плавательный пузырь почти во все тело и сгибающийся вперед брюшной плавник, но это далеко не полный список странностей, которые демонстрируют представители нового вида.
Tenellia chaetopterana – маленький и нежный голожаберный моллюск, который живет на дне залива Нячанг во Вьетнаме, в трубке-домике полихеты Chaetopterus, также новой для науки, но пока не описанной. Внутри трубки червя, вероятно, проходят все стадии жизненного цикла моллюска, ему даже за едой никуда не нужно выползать – пищей служит слизистая ловчая сеть сожителя, а также, возможно, его какашечки. Ни один другой известный голожаберник не живет в трубках червей и не ест хозяйских фекалий.
Nasikabatrachus bhupathi – неожиданно появившийся, в лучших традициях индийского кино, родственник пурпурной лягушки (N. sahyadrensis), которая настолько своеобразна, что относится к отдельному от всех остальных бесхвостых амфибий семейству Nasikabatrachidae. Теперь их в семействе два таких реликтовых чудика. Оба востроносы, мелкоглазы, полнотелы, но новый вид не такой пурпурный и слегка поменьше, также имеются отличия в скелете и вокализации. Насикабатрахусы обитают в Западных Гатах (Индия), брачный период у них происходит в разное время: у пурпурной лягушки – с мая по август, а у новенькой – с октября по декабрь.
Geckolepis megalepis – пятый вид ящериц гекколеписов, которые считают, что отбрасывать хвостик при опасности – слишком банально, и вместо этого сбрасывают чешую. У этого новичка с севера Мадагаскара самые крупные чешуи среди всех известных гекконов, и отпадают они исключительно легко – достаточно малейшего хищного прикосновения. Сбросив чешую, геккон несколько недель отсиживается голышом в убежище, пока не вырастает новая.
Pongo tapanuliensis – третий вид орангутанов и первый новый вид человекообразных обезьян с момента открытия бонобо почти 90 лет назад. Выделен он на основе анализа скелета, поведения, диеты, а также двух геномов. Оказалось, что этот вид наиболее близок к предкам всех современных орангутанов, пришедшим из материковой Азии сначала на Суматру, затем на Калимантан. Тапанульские орангутаны обитают во влажном тропическом лесу Батанг-Тору к югу от озера Тоба на Суматре (Индонезия), на высоте 200–1300 метров над уровнем моря. Популяция насчитывает всего около 800 животных – это самый малочисленный вид гоминид на сегодняшний день. Необходимо приложить все усилия для сохранения нашего новоявленного родственника.
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
10 новых изумительных животных 2016 года
В поисках самой глубоководной рыбы
Пернатые новинки 2017 года
Комментарии: