Я подслушиваю, о чем толкуют мои курицы, с помощью радионяни. Вообще-то я ее купила, чтобы вовремя реагировать на крики бедствия. Если вы – сельская курица в Нью-Гэмпшире, то вам, скорее всего, будет все время грозить опасность: кругом полно лисиц, койотов, собак, ястребов и других хищников. Моим курицам это хорошо известно, так что, едва завидев хищника, они сразу же громко вопят. Так они предупреждают других об опасности – а благодаря радионяне я могу тут же прибежать на помощь.
Нет, они не кричат: «Хищник! Хищник!» Их крики очень специфичны. По ним можно определить не только вид хищника, но и его скорость и размер, а также понять, куда именно он направляется.
В австралийском Университете Маккуори профессор психологии Крис Эванс вместе с женой и коллегой Линдой определили почти три десятка куриных фраз, которыми те передают друг другу информацию. Петухи, например, просят куриц дать им знать, если корм окажется особо вкусным. Если же петух увидит кукурузу, любимое лакомство стаи, то зовет кур в более быстром темпе, чем когда заметит обычный корм.
Однако курицы говорят не только о корме и хищниках. Порой они обсуждают и нас.
Мелисса Кои занимается настоящей наукой, наблюдая за десятью курицами у себя в Остервилле, и порой делает важные и интересные открытия. Об одном из них она рассказала мне недавно – я аж дар речи потеряла.
Курицы придумали для нее имя. Звучит оно примерно так: «ко, ко-ко-КО-О-О!».
«Выхожу я, значит, чтобы насыпать им корма, – рассказывает она. – А наша старшая курица, Гроза Устриц, начинает кудахтать каким-то странным голосом, я раньше никогда такого не слышала». Это было не просто «кек? кек?» – «привет» по-куриному. И явно не «квох, квох, квох» – это по-куриному «я сейчас отложу яйцо», а Гроза Устриц уже слишком стара для таких подвигов (Кои называет это «хенопаузой», от англ. hen – курица). Она четко и выразительно говорила «ко, ко-ко-КО-О-О!», добавляя в конец высокую ноту, словно фанфары. Прослушать можно здесь.
«Это звучало так торжественно, – умиляется Кои. – Она словно оглашала приход королевы!» А потом Кои обратила внимание, что и другие курицы стали так кокотать, едва заметив ее приближение. Отсюда вывод: увидев хозяйку, курицы зовут ее по имени.
Исследователи и раньше замечали, что животные при приближении человека издают определенные звуки. Профессор Кон Слободчикофф задокументировал сигналы, которыми луговые собачки дают остальным знать, что рядом человек. (Они и о других опасных животных предупреждают: о кошках, барсуках, ястребах, хорьках, – так же как и о безобидных, таких как коровы и вилороги, чье присутствие означает, что их никто не тронет.) Более того, эти зверушки описывают рост человека, цвет его одежды и даже наличие ружья!
Это, конечно, не имя, «Сью» там или «ко, ко-ко-КО», но другие животные и на это способны. Шотландские исследователи из Сент-Эндрюсского университета выяснили, что дельфины называют друг друга по имени – у них есть «позывной свист» для каждого. Исследования, проводимые как на диких дельфинах Южной Африки и Флориды, так и на обитателях дельфинариев, показали, что дельфины не только придумывают друг другу имена, но и высвистывают их, когда близкие далеко. Вы так же зовете друзей или детей, когда их ищете.
Имена придумывают не только млекопитающие с крупным мозгом вроде дельфинов. Орнитолог Карл Берг выяснил, что и попугаи так умеют. Венесуэльские воробьиные попугайчики используют особые писки для идентификации друг друга. Представьте, как попугайчик чирикает: «Джилл, привет, это Том! Пойдем поклюем фруктов?» Более того, Берг узнал, откуда у попугайчиков берутся имена: им, как и нам, дают их родители.
Впрочем, имена у диких попугаев – не такая уж и сенсация. Попугаи могут запросто выучить наш язык, так почему бы им не иметь и свой? Да и об интеллекте дельфинов знает каждый. Степные собачки – ну, они хотя бы млекопитающие, как и мы. Но курицы? Согласитесь, многие считают их тупыми.
А ведь это совсем не так. Курицы – как, впрочем, и многие другие животные – кудах умнее, чем нам кажется. В ходе экспериментов ученые выяснили, что они с легкостью узнают в лицо до сотни других куриц, помнят прошлое, предвосхищают будущее и замечательно ориентируются в пространстве.
Мелисса Кои утверждает, что и мои курицы уже успели меня как-нибудь назвать, и что имена куры дают не только людям, но и друг другу. Мы задумываемся: какие еще животные используют имена? Слоны, волки, вороны? А может, рыбы? Возможно, в ближайшее время нас ждет еще ряд подобных исследований. «Животные не прочь поделиться своей мудростью, – улыбается Кои. – Но их нужно уметь слушать».
Автор: Сай Монтгомери / The Boston Globe. Перевод: Полина Иноземцева
Все права на данный русскоязычный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Что снится электроугрю? О сновидениях животных
Крылья, ноги… главное – голова! На палочке…
Почему у хохлатого пингвина первое яйцо меньше второго?
Комментарии: