Медуза ируканджи рыбачит на чудесные бусинки

В северо-восточных австралийских водах вас поджидает медуза ируканджи Carukia barnesi, похожая на маленький студенистый колокольчик с четырьмя длинными, тонкими, почти прозрачными щупальцами. На них чудесными бусинками навешаны кластеры нематоцистов – стрекательных органелл. Чудесные бусинки… Если сверху льется свет, то эти бусинки подсвечиваются, а подергивающиеся щупальца придают им движение, и они становятся еще чудеснее. Бусинки чудесные… И вот вы, завороженные, подплываете поближе, чтобы полюбоваться этой стрекающей красотой, и вас тут же пронзает паралитический яд!

Carukia barnesi и две бедные рыбки. Фото: Jürgen Freund.

В следующее мгновение вы как ни в чем не бывало уплываете по своим людским делам – ужалило не сильно, не мощнее комара. Спустя полчаса, правда, у вас может остановиться сердце. Голова наполнится мигренью, мышцы – немоготой, живот – коликами, тошнота – рвотой, а чудовищная боль по всему потному телу и чувство тотальной обреченности сообщат вам явственно о синдроме Ируканджи. Известны летальные случаи после встречи с коварной медузой. А теперь представьте, каково рыбке.

Рыбке – смерть. В этом неоднократно убедились биологи из Университета Джеймса Кука, изучившие пищевое поведение C. barnesi. Их главное открытие состоит как раз в том, что медуза активно рыбачит, приманивая добычу своими стрекательными бусинками. Чудесными бусинками… Так, стоп, собрались.

Парализованная добыча никуда не убежит. Фото: Jürgen Freund.

«Эти медузы маленькие, меньше 2 см в поперечнике, у них нет мозгов и центральной нервной системы, и вместе с тем они используют свои щупальца и кластеры нематоцистов точно так же, как заправские рыбаки удочки с наживками, – говорит Роберт Кортни, ведущий автор исследования. – Они не просто пасутся в воде, а сознательно рыбачат. Выбирают малька и ловят его, несмотря на то что он в разы крупнее и вообще более сложное животное. Медуза ируканджи – весьма умелая бестия, которая демонстрирует удивительно сложную хищную стратегию».

Ученые снимали медуз на камеру днем и ночью в лаборатории. По ночам, когда потенциальных жертв мало, они были малоактивны и сжимали свои щупальца до 4–5 см, однако днем вытягивали их на 1,2 метра, выставляя напоказ равномерно распределенные по длине кластеры нематоцистов, будто приманки на удочках, и начинали ими подергивать. «Это крайне успешная стратегия и единственный известный среди кубомедуз случай агрессивной охотничьей мимикрии», – утверждает Кортни.

Подобный способ охоты свойствен также некоторым сифонофорам, чьи приманки на щупальцах могут напоминать сородичей или добычу тех, кого они выбрали в жертвы. Мальки, которыми питаются медузы ируканджи, обычно едят планктонные организмы – вот их-то, как предполагают авторы, и призваны изображать медузьи бусинки. Чудесные бусинки… Чудесн…


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: PLoS ONE (Courtney et al., 2015)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Перевернутые медузы охотятся с помощью автономных стрекающих сущностей
В колониях эктоплевры обнаружены сытые и довольные приемыши
Миксозои расширяют наши представления о книдариях

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение