Как известно, обезьяны славятся продвинутой трудовой деятельностью и высокими когнитивными способностями (мы уделили этой теме внимание в зимнем номере нашего журнала). Они регулярно демонстрируют это в научных опытах, где требуется выполнить то или иное задание. Однако большинство этих опытов проводятся с весьма ограниченным кругом видов – в основном исследуются шимпанзе и бонобо, реже орангутаны и гориллы. Интересно было бы посмотреть, на что способны представители еще одного продвинутого вида гоминид – дети (Homo infans), известные также как «человеческие лягушонки».
Исследование с их участием провели психологи из Бирмингемского университета (Великобритания). Пятидесяти детям 2 – 3 лет были предложены 12 заданий, которые обычно выполняют обезьяны в подобных исследованиях, только теперь эти задания были слегка адаптированы под детские реалии. Так, обезьянам предлагают воспользоваться натуральным камнем, чтобы расколоть живой орех, но детям дали пластмассовый орешек и керамический молоточек. Если обезьяны протыкают палкой гнезда насекомых, то перед детьми поставили коробку, покрытую пластилином. И так далее. Каждое задание могло быть решено только с помощью инструмента, но детей об этом не предупредили – они сами должны были придумать решение.
Все эти задания дети выполняли самостоятельно, не зная, как их выполняют другие дети или взрослые люди. На каждое задание детенышу отводилось от одной до трех минут, после чего ученые награждали его наклеечкой – независимо от того, правильно он выполнил или нет, чисто для мотивации. Если хотя бы два ребенка независимо друг от друга изобретали эффективный способ использования орудия, то тогда задание считалось подвластным детскому интеллекту.
Оказалось, что дети способны найти решения для 11 из 12 предложенных задач. Расколоть молоточком пластмассовый орех смог лишь один ребенок, так что это задание не было засчитано. Обезьяны в дикой природе тоже далеко не все овладевают рядом инструментов, часто лишь единицы из них. С заданиями, которые обезьяны успешно выполняют на регулярной основе, дети справились в 44% случаев. Но вот камнями разбивать орехи или достать веточкой водоросль из пруда – не столь часто встречающееся поведение у обезьян, и с аналогами таких заданий детишки справились лишь в 19% случаев. Стоит отметить, что от пола ребенка успешность выполнения заданий не зависела. Зато зависела от возраста: каждый новый месяц жизни повышает вероятность справиться с задачей на 30%, утверждают исследователи. Теоретически, эти маленькие существа с возрастом могут превзойти обезьян, а может, и людей!
Общий вывод работы заключается в том, что дети, как и обезьяны, могут самостоятельно изобрести способ использовать инструменты без предварительного обучения, и возможно, такими же способностями обладал общий предок гоминид. И это противоречит мнению известного советского психолога Льва Выготского, который считал, что только с помощью взрослых ребенок может овладеть теми или иными инструментами. Однако следует учитывать и сложность инструмента – вряд ли орангутан или человеческий лягушонок сможет научиться пользоваться электропилой без помощи взрослого человека. Для таких вещей, бесспорно, требуется социализация, высокая культура и сильный интеллект.
Текст: Виктор Ковылин. По материалам: The Guardian
Научная статья: Proceedings of the Royal Society B (Reindl et al., 2016)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими друзьями и подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Любопытство орангутанов и истоки человечности
Ребятишки со взором дельфиньим
Об орудийной деятельности этих гениальных птиц
Комментарии: