Не имея физического образования, сложно претендовать на Нобелевскую премию по физике. Но я попытаюсь.
Несколько лет назад я придумал свою собственную гипотезу строения Вселенной. Я тогда читал «Краткую историю времени» Стивена Хокинга – вот тогда-то меня и осенило. То ли это было гениальное озарение из разряда эврик, то ли это какая-то ноосферная связь возникла между мной и Хокингом или, если хотите, «кротовина» в пространственно-временном континууме, что вызвало наложение его умудренного мозга на мой tabula rasa и породило в резонансе нечто оригинальное, то ли это струна из теории струн прошла через мою голову, активировав зону, отвечающую за космофизику. Не знаю. Но я вдруг придумал, как все устроено. И теперь я решил наконец изложить свою гипотезу на бумаге – пришло время, потому что… появилась реальная научная работа, которая с ней согласуется. Но об этом позже.
Я пытался донести свои мысли до некоторых друзей-физиков и даже хотел выйти через них на каких-нибудь отечественных мастодонтов астрофизики, чтобы посоветоваться с ними, желательно честных, чтобы они не присвоили мою теорию себе и не лишили меня положенной части нобелевских денег. Но когда физики слушали меня, они все усложняли, будучи перегруженными багажом физических знаний, и в результате не могли или не хотели понять всю простоту строения Вселенной, предложенного мной. Мэтры так вообще завалили бы меня своими суперсимметриями и сингулярностями – но ведь я хотел придумать для обычных людей, а не для астрофизиков, и на фига портить мою стройную теорию ненужными деталями, которые к тому же нисколько ей не должны противоречить, поскольку они работают внутри Вселенной, а я как бы смотрел на нее еще и снаружи, из «над-Вселенной», а там физика может отличаться. И вообще, как мы выясним дальше, здесь можно обойтись и без всяких сингулярностей и даже без Большого взрыва.
Жизнь в плоскости
Многие, как и я, знают, что пространство, в котором мы живем, трехмерное. И в этом мы на голову выше тех, кто живет в двухмерном мире. Не знаю, живет ли там кто на самом деле, но если да, то эта жизнь невероятно скучна – как у масляных кругов на поверхности борща, которые могут менять размер только в двух координатах. Им стало бы значительно веселее, если бы они вдруг начали произвольно подниматься конусами-цилиндриками над супом или нырять в его глубь. Правда, для нас это был бы кошмар, а не обед. Хорошо, что этого не происходит.
Вместе с тем, пока я размышляю о жизни в двухмерной плоскости, кто-то разумный из мира четырехмерного вполне может фантазировать о тех, кто по воли судьбы ограничен лишь тремя координатами, – то есть о нас, убогих. Для него мы настолько же примитивны, насколько для нас – разводы на простынях.
Хотя, знаете, я не думаю, что двумерные существа испытывают какие-то неудобства от своей «недомерности». Мы же вполне комфортно себя чувствуем, имея высоту тела, длину, ширину, но не имея, скажем, скружину – четвертый параметр тела, который весьма активно меряют какие-нибудь дизайнеры в домах мод, существующих в четырехмерном мире. Двумерные спокойно перемещаются по своей плоской вселенной и без всякого «роста», или как там они называют гипотетические для них вертикальные параметры. Единственное – они ничего не знают о прыжках и приседаниях, но наверняка они нашли свой способ поддерживать физическую форму – во всех смыслах этого словосочетания.
Жизнь теней происходит в двухмерном мире, но они там тоже физически активны.
Да и мы тоже в обычной жизни не прыгаем и не приседаем – как правило, данный тип движений нам не нужен для перемещения. Так что наши миграции, в общем-то, происходят в достаточно «плоском» пространстве. Благодарим мы за это матушку-гравитацию, удерживающую нас от магических полетов, и силу реакции опоры, которую нам обеспечивает поверхность под ногами и которая не позволяет нам провалиться сквозь нее. Оглянитесь вокруг – без особенных усилий и техники нам недоступны как небесные просторы, так и грунт (перемещаться сквозь который, впрочем, не столь заманчиво). Мы – пешеходы плоскости, Плоской Земли, и, если бы не древнегреческие мыслители и их последователи, мы бы так и оставались в неведении о том, что на самом деле живем на шарообразной планете. Пока в один прекрасный день кто-то не отправился вперед – только вперед – и в другой прекрасный день не пришел в точку отправления, сильно удивившись и задумавшись. Потом бы его сожгли на костре за крамольные идеи о том, что плоскость Земли на самом деле свернута как минимум в трубку, но это уже другая история.
Вселенная как трехмерная плоскость
И вот я подумал: а что если то же самое случится, если перемещаться в пространстве? Если мы полетим строго в одном направлении сквозь Вселенную, двигаясь только вперед, и спустя стопицотлетия благополучно придем туда, откуда улетели? Шанс-то, конечно, ничтожный, но вдруг наша трехмерная Вселенная действительно является аналогом сферы – поверхности, окружающей шар, – только «обернута» вокруг некого четырехмерного тела? В таком случае, если исключить всякие вселенские помехи – силы, мешающие прямолинейному движению сквозь пространство, – и двигаться четко прямо, то теоретически мы должны вернуться в точку старта вне зависимости от изначально выбранного направления!
Представить, как Вселенная замыкается сама на себе, – это не то же самое, что представить, как поверхность Земли замыкается в сферу. Второе значительно проще, поскольку, живя в трехмерном мире, мы все же имеем элементарные представления о взаимодействии планиметрических и стереометрических фигур – о том, например, как грани образуют куб или плоская бумага может быть обернута вокруг мяча (если расчертить на ней развертку шара – то вообще хорошо). И понять, что то, что выглядит бесконечной плоскостью, может на деле являться участком гигантской сферы, вполне в наших силах. Проблема может возникнуть лишь с тем, чтобы это принять. И такие проблемы встречаются у некоторых представителей человечества даже в наше просвещенное время – и мы справедливо называем их «проблемами с головой». Для полной логики голова таких людей тоже должна быть плоской, как и придуманная ею Земля, и из-за этого в ней не может содержаться мозг.
Но Вселенная как гиперсфера… мы не то что не можем доказать это – мы даже вообразить ее не можем! В лучшем случае математики могут представить ее проекцию на трехмерное пространство.
Я вот только могу оперировать аналогами четырехмерных фигур в трехмерном мире с понижением «мерности»: гиперсферическую Вселенную я представляю как простой сфероид, по которому можно путешествовать как по поверхности Земли. Не строгую сферу, а фигуру, близкую к ней, как огромный мыльный пузырь, поверхность которого даже может меняться. Если она гибкая, то какие-то ее точки могут иногда сближаться – так могут образовываться те самые гипотетические «кротовые норы», позволяющие резко перемещаться из одной точки пространства в другую. Они не требуют допущения об «искривлении пространственно-временного континуума», поскольку наш континуум, как минимум пространственный, и так искривлен и замкнут сам на себе, просто он может искривиться чуть больше обычного. Но это я уже докручиваю детали, хотя в деталях все может быть иначе.
Прошу подтвердить
Доказать такую модель Вселенной можно, только если действительно найдется новый Магеллан, личность воистину вселенского масштаба, желательно бессмертная, или если это будет аппарат, который когда-нибудь все же облетит вокруг Вселенной и вернется… допустим, в нашу Галактику, которая к тому времени уже наверняка будет освоена нашими потомками, или дружественной цивилизацией каких-нибудь наших соседей по Млечному Пути, или разумными машинами – в любом случае нужно, чтобы кто-то все это время следил за полетом «Магеллана» (а именно так следует называть корабли под подобные экспедиции) или хотя бы помнил о его миссии и зафиксировал его возвращение в альма-матер, насколько бы она ни расширилась с момента его вылета.
Другой вариант проверки гипотезы – попытаться разглядеть в телескоп… нас самих. Только с другой стороны. Это как в детстве: пендель, которым мы придавали движение воздуху, якобы облетал Землю и возвращался в зад нашему товарищу. Ну, это, конечно, недостижимый идеал, но можно направить взоры мощнейших телескопов ровно в противоположные направления и поискать хоть какие-то совпадения. Скажем, первый телескоп увидит галактику А, а дальше него – туманность Б, а для второго ближе располагаться будет Б, а за ним – А, причем телескопы видят их с разных сторон, и, соответственно, одна и та же галактика или туманность выглядит двояко, поэтому их попросту принимают за разные астрономические объекты! Необходимо выявить идентичность таких объектов, например, смоделировав их 3D-изображения на компьютерах, или по сходству в химическом составе, или какие еще там методики прячут за пазухой астрофизики. Как только совпадения будут обнаружены – все, я готов выезжать за Нобелевской премией хоть сейчас, и давайте, скорее кладите мне ручки на стол.
В фильме «Игры разума» ручки в знак уважения кладутся на стол перед профессором Джоном Нэшем, которого номинировали на Нобелевскую премию.
Жаль, что такого рода доказательства мы, скорее всего, не получим, потому что, если мои аналогии верны, как бы близко к «краям Вселенной» ни подобрались лучшие современные телескопы, они должны неизбежно столкнуться с космическим горизонтом, где трехмерное пространство скрывается за четырехмерным изгибом, равно как мы не можем даже в самую мощную подзорную трубу увидеть то, что скрывается за горизонтом земным. Представьте теперь себе, насколько наша Вселенная больше видимой ее части! Зато если все же найти с помощью телескопов этот самый космический горизонт и определить расстояние до него, то наверняка можно довольно точно рассчитать размер Вселенной.
Кстати, о горизонтах
В таком виде моя модель, повторю, посетила мою голову несколько лет назад, она доступна для понимания обычными людьми, поскольку не отягощена всякими физическими сложностями. Естественно, я не брался проверять ее законами физики, как-то объяснять расширение Вселенной или придумывать, как такая Вселенная могла возникнуть, – это все прерогатива профессионалов. И я откладывал ее описание – пока не так давно мировые научные СМИ не облетела новость о новой теории происхождения Вселенной, которая удивительным образом согласуется с моей моделью.
Канадский астрофизик Ниайеш Афшорди из Института теоретической физики «Периметр» решил пофантазировать о четырехмерной вселенной и предположил, что в ней тоже есть, если можно так выразиться, астрономические объекты – в частности, 4D-звезды. Некоторые из них при определенных условиях коллапсируют и порождают четырехмерные черные дыры (4D-ЧД). Каждая черная дыра – по крайней мере в нашей Вселенной – окружена горизонтом событий, который суть сфера. У 4D-ЧД горизонт событий будет представлять собой 3-сферу – четырехмерный аналог сферы, частный случай гиперсферы. При коллапсе 4D-звезды ее внешние слои разлетаются во все стороны и, согласно предложенной теории, образуют вокруг 3-сферического горизонта событий такую же 3-сферическую брану. Чтобы понять, что это за брана такая, нужно обратиться к теории струн, но сейчас нам это не так важно. Нас интересует лишь то, что данная брана представляет собой аналог мембраны, замкнутой в обычном трехмерном пространстве, как оболочка мыльного пузыря, только это будет огромный четырехмерный пузырь, внутри которого находится хищная четырехмерная черная дыра.
Вот эта брана и является нашей замкнутой в четырехмерном пространстве Вселенной. Кроме того, горизонт событий 4D-ЧД медленно увеличивается в размерах за счет его удаления от черной дыры, а значит, расширяется и брана вдоль него. Это и есть регистрируемое расширение нашей Вселенной! И это еще один фактор, почему будет проблематично совершить круговселенское путешествие. Команде Магеллана в этом плане было значительно проще – Земля не имеет тенденции увеличиваться в объеме (хотя на всякий случай следует это проверить – вдруг совершите неожиданное открытие).
Таким образом, согласно Афшорди, наша Вселенная началась не с Большого взрыва, а с коллапса четырехмерной черной дыры. Что ж, такое объяснение возникновения Вселенной из моей теории вполне меня устраивает! Правда, в своей работе ученый ссылается на каких-то немецких физиков, которые в 2000 году выдвинули гипотезу о том, что Вселенная является одной из бран четырехмерного мира, и меня это немного напрягает, ведь на первый взгляд идея звучит похоже на мою. С другой стороны, какую именно брану они там себе напредставляли – гиперсферическую или какую-нибудь дурацкую, – я не знаю, не читал. В любом случае дотошные немцы наверняка больше внимания уделили математике и уж точно ничего не писали про будущих Магелланов, космические горизонты, скружину – за одно это, считаю, я должен получить Нобелевку. Хотя бы по литературе. Готовьте ваши ручки.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: arXiv (Pourhasan, Afshordi, Mann, 2013)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться фрагментом с друзьями и подписчиками, не забудьте поставить активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Комментарии: