Аура мигрени и карта зрения

Осенью 1854 года Хуберту Эйри во время чтения внезапно стала мешать маленькая слепая бляшка. Поначалу она выглядела как пятно, которое остается в поле зрения после того, как посмотришь на солнце. Но постепенно оно начало расти, его края стали принимать зигзагообразные очертания, которые напомнили Эйри бастионы средневековых крепостей. За тем исключением, что они были раскрашены пышными красками и двигались.

«Внутри этих укреплений, так сказать, все бурлило и крутилось самым чудесным образом, как будто некая густая жидкость ожила», – позже писал Эйри. В следующее мгновенье произошло нечто совсем не чудесное: голову пронзила резкая боль. Сегодня мы называем ее мигренью.

В то время Эйри был студентом, но позже он стал врачом и описал свою галлюцинацию в 1870 году в престижном журнале Philosophical Transactions of the Royal Society. К помпезной статье был приложен рисунок, на котором показано, как зубчатая аура захватывала его визуальное поле. Он не был первым, кто нарисовал ауру мигрени, – еще его отец Джордж Эйри, королевский астроном, зарисовывал свои зигзаги (правда, его галлюцинации не выливались в мигрень), а в 1845 году свою ауру опубликовал один немецкий невролог. Но именно рисунок Хуберта Эйри прошел проверку временем и стал классическим, несмотря на то что та публикация была единственным вкладом врача в изучение мигреней.

«Это знаменательная иллюстрация, – говорит американский нейроофтальмолог Фредерик Лепор. – Она очень точна и напоминает серию таймлапсов». Лепор показал рисунок Эйри ста своим пациентам, чьи мигрени сопровождаются аурой (она возникает далеко не у всех страдающих мигренями), и 48 из них тут же сказали, что видят такую же. Об этом он упоминает в научной заметке в Journal of Neuro-Ophthalmology. «Люди удивляются, – отмечает специалист. – Говорят: откуда это у вас?»

Что примечательно, этот рисунок предварил более поздние открытия в нейробиологии, говорит Лепор. Эйри совершенно верно заключил, что источником галлюцинаций служит мозг, а не глаза. Он не первый пришел к такому выводу, но в те времена вопрос еще был открытым. Зато он на полвека опередил карту зрения в первичной зрительной коре мозга, выполненную британским неврологом Гордоном Холмсом.

Сопоставление карты первичной зрительной коры мозга (слева) и карты поля зрения (справа) авторства Гордона Холмса.

Холмс изучал дефекты зрения у солдат, раненных в затылок во время Первой мировой войны. Каски британских солдат не прикрывали затылок, объясняет Лепор, а ведь именно в затылочной части черепа располагается зрительная кора. Так что у Холмса было много возможностей изучить эту область мозга. Аккуратно сопоставляя расположение слепых зон в поле зрения солдат и их ран на затылке, Холмс выяснил, что ранение в самую заднюю часть зрительной коры приводит к ослеплению в центре визуального поля, а ранение ближе к передней части зрительной коры приводит к боковой слепоте.

Кроме того, Холмс обнаружил, что зрительная карта мозга как бы укрупняется к центру: то, что находится в центре поля зрения, обрабатывается более обширным участком коры. На топографических картах делают врезки с увеличенным масштабом для участков повышенной интересности – вот такую «врезку» и напоминает задняя часть зрительной коры: она предоставляет изображение того, что находится в центре поля зрения, с большими деталями.

И это чудным образом перекликается с аурой мигрени Хуберта Эйри: ближе к центру поля зрения зигзаги более мелкие и плотнее упакованы, а к периферии они укрупняются. То, что происходит в первичной зрительной коре, воздействует на разные ее участки примерно в равной степени, однако в зрительном поле это воздействие отражается соразмерно участкам, обрабатывающим те или иные его зоны. «Рисунок Эйри прекрасно укладывается в наши современные представления о том, как организована зрительная кора», – говорит Лепор.

Аура мигрени, зарисованная французским неврологом Жозефом Бабинским в 1890 году, отличается от ауры Хуберта Эйри. Она не такая детальная, зато очень сочная.

Что именно вызывает мигрень и ее ауру, пока что в точности неизвестно. Возможно, по зрительной коре проходит электрическая волна, которая по мере распространения по отдельным ее участкам вызывает галлюцинацию, захватывающую соответствующие зоны зрительного поля. Еще меньше известно о механизмах возникновения ярких цветов в зигзаге ауры. Фредерик Лепор предполагает, что волна затрагивает участок зрительной коры V4, где находятся нейроны, отвечающие за восприятие определенных цветов, и нейроны, отвечающие за ориентацию линий. Но это не точно.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: National Geographic

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вы хотите поделиться с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. Пожалуйста, не копируйте текст в соцсети целиком, мы хотим, чтобы наши статьи читали на нашем сайте, попутно замечая и другие наши статьи. С уважением, Батрахоспермум.

ea-calendarform

Вас также могут заинтересовать статьи:
Календарная синестезия: обруч и галочка
Моя жизнь с синдромом Туретта
Уникальный лишайник-галлюциноген из Эквадора

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение