Всякий раз, когда вы слышите слово «внутрипорошицевые», волна нежности накрывает вас с ног до головы. Перед взором сразу встает милый снегирь, сидящий внутри припорошенного скворечника… И как-то не сразу вспоминаешь, что порошица – это, вообще говоря, анус и у кого-то он, судя по всему, может быть внутри.
Скажем вам больше, анальное отверстие внутрипорошицевых расположено прямо возле ротового, хотите – ешьте, хотите – нет! Оба находятся на т.н. чашечке в окружении венчика щупалец, которые своими слизистыми ресничками загоняют в алчущий рот воду с частицами пищи. Порошица со ртом как бы оказываются внутри «заборчика» из щупалец – отсюда и название этого типа животных: внутрипорошицевые (Entoprocta). Также их называют камптозоями (Kamptozoa), «сгибающимися» – вероятно, из-за их способности сгибаться в стебельке, которым одиночные представители крепятся к субстрату, а колониальные – к общему стелющемуся стволу, именуемому столоном. Одиночные (отряд Solitaria) предпочитают селиться в ассоциации с другими животными, особенно если те в процессе жизнедеятельности создают возле себя водные токи, – например, на губках, мшанках или в трубочках морских червей. Колониальные (отряд Coloniales) живут на камнях, раковинах, водных растениях и других относительно твердых предметах, хоть на вашей ноге, если вы ее оставите на сублиторали.
За исключением двух пресноводных видов камптозои в большинстве своем обитают в морях на глубине до 50 метров, но встречаются и глубоководные виды. До недавнего времени рекордсменом считалась колониальная камптозоя Barentsia gracilis, найденная на глубине 4130 метров в Бискайском заливе, – да и та, возможно, оказалась там случайно (есть такое компетентное мнение).
Но вот из района Курило-Камчатского желоба поступили новости: на глубине 5222 метра обнаружено одиночное внутрипорошицевое создание, живущее на коралле Corallimorpharia. В 2012 году его подняли и срочно доставили в Московский государственный университет на опознание. Оказалось, что это новый для науки вид, который зоолог Анастасия Борисанова вместе с коллегами назвали Loxosomella profundorum. Ранее одиночных камптозой, которых насчитывается около 160 видов, глубже 700 метров не встречали. Родственники L. profundorum с северо-запада Тихого океана живут на мелководье. А она – в абиссали. Если не считать подозрительной B. gracilis из предыдущего абзаца, ее можно даже назвать первой абиссальной камптозоей, полагает зоолог Алексей Чернышев из Дальневосточного федерального университета, один из соавторов описания.
Кроме того, L. profundorum оказалась самой крупной одиночной камптозоей – средний размер особей составляет 0,6 мм, но отдельные гиганты вырастают до 4 мм, прежде всего за счет удлиненного стебелька. Среднестатистические внутрипорощицевые обычно меньше – 0,5 мм, а вариация размеров – от 0,1 до 7 мм, самые крупные – это представители колониальных видов.
В прошлом году те же российские специалисты описали еще четыре вида абиссальных камптозой из рода Loxosomella, все они обитают в Охотском море в районе Курильских островов на глубине от 3200 до 3600 метров: L. aeropsis прикрепляются к иголкам морских ежиков; L. cyatiformis – к раковинам двустворчатых моллюсков; L. malakhovi и L. sextentaculata – к телам многощетинковых червей. Представители последнего вида, кстати, достаточно крупные – 0,7–0,9 мм.
Но, как выясняется, и абиссаль для камптозой не предел! Почти дюжину особей в 2016 году достали непосредственно из Курило-Камчатского желоба – с глубины свыше 6200 метров. В свежей научной публикации им присвоено имя Loxosomella marcusorum. Это первое ультраабиссальное внутрипорошицевое – самое глубоководное из всех известных.
Особи этого вида имеют средний размер 0,6 мм, а из морфологических признаков исследователей больше всего поразила звездообразная прикрепительная пластинка – больше ни у кого такой нет. С помощью нее L. marcusorum заякориваются на телесах кольчатых червей Thalassema из группы эхиурид. До сих пор были известны только два вида камптозой, живущих в ассоциации с эхиуридами – в трубках червей, а не на телах, – это более мелкие и мелководные L. zima и L. ditadii, описанные полвека назад специалистами по внутрипорошицевым Эрнстом и Эвелин Маркусами – кстати, именно в их честь и назвали новый вид.
Что касается родственных связей внутрипорошицевых, то ближе всего они к мшанкам (тип Bryozoa) – водным колониальным животным, чей анус тоже недалеко ото рта расположен, однако вынесен за пределы венчика щупалец. Когда-то камптозои рассматривались внутри Bryozoa в качестве класса Entoprocta – в противовес Ectoprocta, собственно мшанкам. Но все же камптозои и мшанки не очень похожи по морфологии, хотя иногда сближаются по молекулярным данным. Неплохо бы разобраться со связями внутри самих внутрипорошицевых – пока что мало видов отсеквенировано, по некоторым необычным семействам нет данных. Камптозои напрашиваются на тотальную ревизию.
Текст: Виктор Ковылин. Научные статьи: Deep Sea Research Part II: Topical Studies in Oceanography (Borisanova et al., 2015; Borisanova et al., 2018), Progress in Oceanography (Borisanova & Chernyshev, 2019)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Миксозои расширяют наши представления о книдариях
В поисках самой глубоководной рыбы
Хищная губка с космическими антеннами живет у берегов Калифорнии
Комментарии: