Самцы западноавстралийских сумчатых мышей массово умирают от секса

Когда твои набухшие яички вдруг перестают производить сперматозоиды и начинают потихоньку скукоживаться, ты понимаешь: в Западную Австралию приходит весна. Уровень тестостерона и кортикостероидов резко возрастает, и ты бежишь на поиски самочек, спариваешься с ними безбожно, безбашенно, бешено. Меж тем из-за кортизола иммунная система страдает, внутренние органы испытывают колоссальный стресс, покрываются язвами, поражаются инфекциями, ты начинаешь кровоточить изнутри и вскоре погибаешь от неизбежного коллапса измотанного сексом организма. Одной западной сумчатой мышкой (Dasykaluta rosamondae) на Земле стало меньше.

Западная сумчатая мышь (Dasykaluta rosamondae), житель аридных территорий Западной Австралии. Фото: Marie Lochman.

На самом деле не одной – остальные самцы данного вида тоже умирают после первого же сезона размножения. Полового созревания D. rosamondae достигают в возрасте 10 месяцев, аккурат к началу сентября, затем в течение недели-другой самцы сексуально неистовствуют, иногда по 14 часов кряду с каждой самкой, и к середине месяца единодушно отходят в мир иной, не прожив и годика в мире бренном. Самки же остаются – в ноябре они дают приплод до восьми персон в помете, до февраля вскармливают мышат молоком, а затем с чувством выполненного материнского долга отправляются на тот свет либо остаются пожить еще пару лет.

Репродуктивная стратегия, характеризующаяся единственным коротким сезоном синхронного размножения с последующей гибелью, по-научному именуется семельпарией (лат. semel – один раз, pario – порождать) – в отличие от итеропарии (много раз). Среди животных она встречается у многих насекомых и паукообразных, у некоторых головоногих моллюсков и рыб (у лососевых, например), у квакш, мексиканских игуан Sceloporus bicanthalis и мадагаскарских хамелеонов Furcifer labordi, а из млекопитающих – у отдельных опоссумов (факультативно) и ряда хищных сумчатых. К последним и относится западная сумчатая мышь Dasykaluta, или калута, как ее называют в англоязычном мире.

Тасманийская сумеречная сумчатая мышь (Antechinus vandycki) умирает от секса на острове Тасмания. Фото: Gary Cranitch.

Примерно пятая часть всех хищных сумчатых (семейство Dasyuridae) в той или иной степени семельпарна. Факультативная семельпария – то есть в некоторых популяциях в некоторые годы – отмечается у самцов карликовых сумчатых куниц (Dasyurus hallucatus) и крапчатых сумчатых мышей (Parantechinus apicalis), у самцов и самок вонго (Ningaui ridei). Все эти виды не испытывают описанных выше тяжких физиологических проблем, разве что крупняки D. hallucatus демонстрируют похожий набор симптомов (но без кровоизлияний кишечника и повышения кортизола), хотя погибают они по большей части в когтях хищников или под колесами машин. А вот облигатно семельпарная мелюзга – сумчатые мыши Antechinus (15 видов) и сумчатые крысы Phascogale (3 вида) – испытывают физиологический синдром в полной мере: самцы теряют вес и слепнут, у них выпадает шерсть, их заражают паразиты, кишки кровоточат вплоть до летального конца – и так каждый год во всех популяциях. Если им не давать спариваться в условиях неволи, синдром не проявляется, но характерная для сезона размножения агрессивность остается, и мошонка все равно лысеет, как ни крути, а если позволить им спариться по завершении сезона, они впадают в состояние летаргии и никогда больше не становятся агрессивными, даже если умудряются дожить до новой зимы.

До недавнего времени ученые не были уверены, являются ли и самцы калут тоже облигатно семельпарными зверушками. Теперь известно точно: являются. Австралийские зоологи наблюдали за калутами в национальном парке Миллстрим-Чичестер на северо-западе континента в сентябре 2013 и 2014 годов и выяснили, что все самцы массово гибнут по окончании первого сезона размножения. По крайней мере ни одного из них не удалось найти или поймать в ловушку, хотя до середины сентября они попадались регулярно. Западные сумчатые мыши (Dasykaluta) эволюционировали независимо от других сумчатых мышей и крыс (Antechinus и Phascogale), а значит, облигатная семельпария возникала у хищных сумчатых дважды, делают вывод авторы исследования.

Детеныши калуты в материнской сумке. Фото: Genevieve Hayes.

Виноваты во всем, конечно же, самки. Вынашивать, а затем кормить детенышей молоком лучше всего весной и летом, когда вкусных букашек для мамашек становится много, поэтому период овуляции у них в процессе эволюции сократился до пары недель. К тому же до фактического оплодотворения самки какое-то время хранят внутри себя сперму сразу многих самцов: тесты на отцовство показали, что в семи пометах из восьми изученных у детенышей было два или три папаши и лишь в одном случае все мышатки оказались детьми одного папани. Понятно, что никаких гарантий победы в «войне сперм» нет, если спариться только с одной самкой, так что самцы вынуждены искать как можно больше возможностей в считаные репродуктивные дни. Им приходится жестко конкурировать друг с другом, чтобы успеть оставить как можно больше своего потомства и не дать соперникам обрюхатить избранниц, частенько дело доходит до драки. Все это до смерти выматывает, знаете ли.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Journal of Zoology (Hayes et al., 2019)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Об акустических талантах полосатых тенреков
Лесные хомячки осмелели, пока хищники пужались поэзии
Предки утконосов и ехидн сосали

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение