Об акустических талантах полосатых тенреков

Нет лучшего способа сказать своему ребеночку «Я тебе не доверяю, а себе и подавно», чем посадить его на поводок. Никто не хочет потерять детеныша – мы, млекопитающие, не разбрасываемся сотнями миллионов яиц разом с надеждой на авось, как какие-нибудь рыбы. Конечно, далеко не все у всех млекопитающих есть достаточно хваткие лапки, чтобы удерживать и регулировать поводок, да и решение это может кому-то показаться не слишком элегантным. Живущая в мадагаскарском лесу очаровательная мамаша вида Hemicentetes semispinosus, или полосатый тенрек, прибегает к другому способу – стридуляции.

Полосатый тенрек (Hemicentetes semispinosus) – норный житель дождевых лесов восточной части Мадагаскара. Фото: Nick Garbutt.

Тело этой зверушки усеяно яркими желтыми и черными колючками, из-за чего она похожа на ежиху, нарядившуюся пчелой на Хеллоуин. Среди них есть набор из 7–18 специализированных колючек посерединке спинки, способных вибрировать и тереться друг о друга, производя высокочастотный скрежет, похожий на тот, что возникает при скольжении пальца по зубчикам расчески. Такая техника извлечения звука и зовется стридуляцией. К ней прибегают, например, самцы сверчков, призывающие самок: они потирают надкрыльями друг о друга – и возникает стрекот. Но среди млекопитающих подобная коммуникация есть только у полосатых тенреков и больше ни у кого.

Предки тенреков попали на отколовшийся от Африки Мадагаскар в начале эоцена, около 56 млн лет назад, и со временем эволюционировали в три десятка видов, занимающих всяческие ниши. Перепончатолапый болотный тенрек, например, ведет полуводный образ жизни, в то время как другие тенреки роют норки, а третьи лазают по деревьям. Полосатые тенреки тоже умеют лазать, но редко этим умением пользуются – обычно эти ночные создания собираются стайками до двух десятков особей в лесной подстилке и рыскают в ней носопырками в поисках червячков, общаясь друг с дружкой во тьме при помощи стридуляции. У самки может быть до 11 отпрысков, и каждый из них норовит погулять метра на три и дальше – вот тут-то и нужен материнский скрежет, своеобразный звуковой маячок для детей, затерявшихся в шорохах ночных джунглей.

О том, что стридуляция помогает самкам полосатых тенреков приглядывать за потомством, в 1960-х годах догадался ученый по имени Эдвин Гулд. Для проверки гипотезы установил в двух углах квадратной площадки по динамику, после чего стал запускать туда тенречат и включать им скрежещущие звуки материнских колючек. Из 19 детенышей 15 поковыляли прямо к активному динамику. В другом эксперименте он склеил самке стридулирующие колючки – и детеныши, обычно гуляющие на приличном расстоянии от матери, стали вдруг тереться возле нее. Не в силах издать звуки, самка, вероятно, использовала запах, чтобы сообщить детишкам о своем местоположении.

Но звуковая коммуникация нужна не только для того, чтобы не потеряться. Помимо тенреков в лесах Мадагаскара обитают кольцехвостые мунго и фоссы – хищники из семейства виверровых. Если полосатому тенреку предъявить запах любого из них, как это сделал Гулд, реакция будет весьма яркой и показательной. Колючки на затылке зверушки, которые обычно лежат спокойно и гладко, мигом взъерошиваются наподобие львиной гривы, тенрек начинает притопывать передними лапками, словно готовый к атаке бычок, и все это сопровождается жужжащими звуками изо рта. Ежели угроза не думает отступать, тенрек усиливает жужжание аж до треска и начинает брыкаться головой, норовя вонзить колючки прямо в лапу или морду злодея.

Если осветить полосатого тенрека, колючки на задней части головы тоже начинают грозно топорщиться вперед. Фото: Frank Vassen.
Стридуляциями и вокализациями акустический modus operandi полосатых тенреков не ограничивается. Еще один эксперимент Эдвина Гулда показал, что зверьки еще и эхолокацию используют для навигации. В темной-темной комнате ученый установил на подставке диск, возвышающийся на полтора метра над полом, а под краем диска разместил платформу, с которой можно было скатиться к ящику с вознаграждением в виде еды и воды. Затем он стал сажать тенреков в центр диска, и те принимались искать место, где можно спрыгнуть на платформу и следом получить награду. У одних тенреков в ушки были засунуты маленькие затычки, у других же ушки все прекрасно слышали. Что ж, испытуемые без затычек прекрасно справились с заданием! Остальные – не очень: они чаще суетились у края диска, дольше задерживались на нем, а когда решались спрыгнуть, часто промахивались мимо платформы.

Конечно, тенреки могли помогать себе носом, вынюхивая расположение вознаграждения, но звуки определенно имели значение для их навигации – Гулд даже записал их на магнитофон. Полосатые тенреки щелкали язычками, нередко очень быстро. И не только во время нахождения на диске: один предприимчивый тенрек с помощью щелканий языком даже смог сбежать из лаборатории! Получается, полосатые тенреки, как и летучие мыши, производят звуковые волны и слушают, как они отражаются от предметов, и это помогает им построить образ окружающего пространства в полной темноте. Нет, не ежики странные копошатся в ночи в полных опасностей лесах Мадагаскара, а настоящие маэстро звука, стридуляторы и эхолокаторы с колючею гривою льва.


Данный текст является вольной адаптацией главы из книги Мэтта Саймона The Wasp That Brainwashed The Caterpillar. Все права на русскоязычный текст принадлежат нашему журналу. Если вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
На Гавайях обнаружены мурлыкающие сверчки
Тупайи против правил
Как черви фехтуют пенисами и делают селфинг

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение