Более 462 волков напрасно убито в Британской Колумбии

Минувшей зимой в Британской Колумбии (Канада) застрелили 463 волка. Администрация провинции проспонсировала отстрел ради спасения очень редких горных карибу. Теперь экологи говорят, что все это было зазря, так как решение основывалось на статистически неточном исследовании.

Редкий снимок южных горных карибу. Фотографию сделало правительство Британской Колумбии.

Весной прошлого года администрация организовала дебаты по проблеме сохранения популяции бореальных лесных карибу (Rangifer tarandus caribou) южного горного экотипа – этих северных оленей еще называют «серыми призраками», так как их встречают крайне редко и исключительно мельком. Ареал южных горных карибу некогда простирался на юг до гор Биттеррут в штате Монтана, но к 1980 году в США осталась лишь одна популяция в горах Селкерк в штатах Айдахо и Вашингтон, куда сегодня заходят уже лишь единичные особи. В Канаде дела у этих карибу тоже идут не очень: за последние три десятка лет их численность сократилась почти наполовину – это одно из самых резких снижений среди всех популяций северного оленя в мире. Леса, в которых они живут, вырубаются и фрагментируются дорогами, поскольку растут на отложениях, богатых нефтью и газом. Так что дебаты были более чем жаркими.

Пока нефтяники и газовики бились словесами с консервационистами, научная группа под руководством Роберта Серруи, специалиста по карибу из Альбертского университета, выложила на стол статью с практическим решением проблемы: стабилизировать и даже увеличить исчезающую популяцию можно, если перестрелять волков, а беременных олених запереть в специальных загонах. Ура! В сентябре правительство Британской Колумбии приняло решение: никаких новых природоохранных территорий для защиты карибу организовывать не надо, а вот волков – пожалуйста, уничтожайте. Ученые ведь говорят, что сработает! Йе-е-е. Пиф-паф!

Теперь же другая научная группа пришла к выводу, что в той статье не очень корректная статистика. Поначалу полученные Серруей результаты вселили оптимизм, вспоминает Виктория Вагнер, специалист по экологии лугов и статистике из того же университета и одна из авторов нового исследования-опровержения. Изучив статью внимательнее, она, однако, заметила, что в ней проанализированы данные лишь по 18 популяциям рассматриваемого подвида (6 из них контрольные, без людского вмешательства) – это очень малая выборка. Более того, авторы не проверили так называемую нулевую модель – сценарий, допускающий возможность, что ни один из анализируемых факторов не является значимым. С чувством научной ответственности Вагнер решила исправить оплошку коллег и запустила нулевую модель: оказалось, работает она не хуже, чем модели с отстрелом волков и загонами для беременных олених. Иными словами, решение Серруи и коллег не имело под собой статистических оснований!

«За что?..» Фото: Northern Lights Wildlife Wolf Centre.

Волков издавна используют в качестве козлов отпущения, взваливая на них вину за снижение численности карибу. «Есть своего рода соблазн убеждать себя в том, что если один вид поедает другой, то при сокращении первого второму станет лучше», – говорит Крис Даримонт, специалист по охране природы из Университета Виктории и один из соавторов Вагнер. На самом деле статистически достоверных данных о положительном воздействии отстрела шерстяных волчар на популяции оленей нет. В данном случае он лишь стал способом выполнения требований по сохранению карибу для нефтегазовой индустрии. Изоляция беременных самок в загонах также не имеет статистической поддержки, уверяют разоблачители.

Да задрали они со своей статистикой, ворчит Серруя, надо мыслить логикой! В некоторых изученных им популяциях отстрел волков и загон беременных привели к росту численности карибу, подчеркивает он. Стратегию загонов, возможно, полностью отвергать не стоит, соглашается Даримонт, в конце концов, некоторые канадские индейцы практиковали ее вполне успешно. Но уж очень маленькая выборка у Серруи, к тому же она не учитывает разницу в экотипах у карибу. Решение, работающее в одной популяции, необязательно сработает в другой.

Карибу южного горного, или «глубокоснежного» экотипа – единственные в мире северные олени, зимующие высоко в горах, где снежный покров достигает пяти метров, не позволяя им питаться лишайниками на земле. Популяция выживает на древесных кустистых лишайниках, которые можно найти только в лесах возрастом более 80 лет, отмечает лихенолог Тоби Шприбилле из Альбертского университета, еще один соавтор нового исследования. «Надеюсь, глубокоснежные карибу не вымрут», – добавляет он и прячется под один из таких лишайников. Волки лишь четвертые по значимости хищники для этого экотипа после пум, медведей и росомах, говорит лишайник голосом Шприбилле. На совести серых всего 5–10% смертности южных горных карибу, а не 50–55% как у центрального и северного горных экотипов. Убийство волков не поможет этим редким оленям выжить в лесу, на который уже нацелили свои электропилы нефтяники и газовики.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Biodiversity and Conservation (Harding et al., 2020)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Уникальный черный гривистый волк-мутант замечен в Бразилии
Зачем олени лижут хищников на уединенных островах?
Для лишайника четвертый не лишний

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение