Австралийский кустарник гимпи-гимпи (Dendrocnide moroides) манит пурпурными плодами и дарит любовь своими сердцевидными листьями, покрытыми приветливым «пушком» – так и хочется погладить. Любовь эта, правда, весьма специфична, ты не поймешь. Лишь тронь его – он заставит тебя кричать от боли и будет с нежностью глядеть на твою агонию. Больной ублюдок.
Этот двухметровый родственник крапивы, относящийся к роду «жалящих деревьев» (так с греко-латыни переводится Dendrocnide), – одно из самых опасных в мире растений. За исключением корней, он целиком покрыт жалящими волосками, создающими впечатление мягонького опушения. Нейротоксин, попадая в кожу, вызывает жгучую боль, которая достигает пика через 20–30 минут и пульсирует несколько часов, после чего может утихать неделями. Лимфатическая система распаляется – глотка, подмышки и пах набухают из-за раздувшихся лимфоузлов, будто их защемило дверью. Оставаться в коже волоски могут до полугода, всякий раз причиняя боль при надавливании или мытье. Говорят, даже столетние гербарии D. moroides могут ужалить – настолько токсин стабилен. Да и просто стоять рядом с растением без маски опасно: спустя некоторое время начинаешь страшно чихать, истекать соплями и кровоточить носом.
Один вояка забежал в куст гимпи-гимпи во времена Второй мировой, а после этого орал три недели в госпитале. В 1963 году какого-то чувака хлестанули в шутку по груди, и два года после этого она ныла всякий раз, как он принимал холодный душ. Известен случай, когда офицер использовал лист для туалетных целей, после чего застрелился. А сколько лошадей сигали со скалы после встречи с растением! В 1968 году к нему проявили интерес британские военные: они просили ученых слать им образцы, чтобы использовать их в качестве биологического оружия. С тех пор ничего об этом проекте не слышно – вероятно, все хоть малейшим образом причастные к нему отравились ядом «Гимпичок» и программа была свернута.
Съедобные плоды D. moroides едва ли стоят тех усилий и жертв, на которые приходится идти, чтобы их собрать. Человек облачается в специальный костюм с пластиковым окошком на лице (растение может вызвать раздражение глаз, будто плеснули кислотой) и палкой сбивает фрукты на землю. После этого из них нужно вытащить жалящие волоски, обернув руки не одним слоем ткани, которую потом, скорее всего, нельзя будет использовать. Все волоски, конечно, так не вытащишь, они очень мелкие, поэтому, прежде чем отправить в рот плоды, необходимо ощупать их голыми руками: если там остались жалящие волоски, то вы об этом узнаете по характерному стону из вашей головы.
Химическая сущность токсина гимпи-гимпи долгое время оставалась для ученых загадкой. В экстрактах волосков обнаруживали гистамин, ацетилхолин, муравьиную кислоту – но эти вещества едва ли способны вызывать столь сильную боль. Грешили и на мороидин – этот пептид впервые выделили как раз из D. moroides, – однако инъекции его подопытным людям также не увенчались описанной выше характерной симптоматикой.
Специалисты из Кливлендского университета решили изучить волоски родственного вида – D. excelsa, гигантского жалящего дерева, вырастающего выше сорока метров и шире шести метров у основания ствола. Одна из выделенных фракций оказалась крайне болезненной для испытуемых. В ней обнаружились небольшие белки, которые удалось соотнести с генами D. excelsa и D. moroides, после чего их синтезировали и вкололи отдельно – боль была что надо. Похоже, искомый ядовитый компонент наконец найден! Новые для науки полипептиды получили название гимпиетиды.
Трехмерная структура этих мини-белков напоминает узелок – вероятно, именно она обеспечивает молекулам поразительную стабильность. Но самое удивительное, что по своей структуре гимпиетиды до боли похожи на хорошо изученные токсины улиток-конусов, скорпионов и пауков. И они тоже воздействуют на натриевые каналы болевых рецепторов – мешают им нормально закрываться, из-за чего болевой сигнал не перестает будоражить нервную клетку продолжительное время.
Понятное дело, едва ли вы хотите, чтобы жалящие деревья и кусты росли у вас во дворе, да и вообще на одной с вами планете. Но гимпи-гимпи, как назло, отличается быстрым ростом и первым заселяет вырубки и гари в тропических лесах северо-восточной Австралии и Индонезии. Меж тем в 2006 году были обнаружены экземпляры растения, чьи листья почему-то не причинили боли человеку, как ни старался он себя ими хлестать. Возможно, в наши дни D. moroides вырабатывает гимпиетиды по привычке, хотя естественных врагов, ранее поедавших его, сейчас уже нет, разве что обожженные кенгуру иногда лакомятся им да неопалимые насекомые грызут по ночам. Не исключено, что в будущем гимпи-гимпи и вовсе откажется от яда, и тогда вы с ностальгией будете вспоминать былую боль и стоны «килл ми, килл ми».
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Science Advances (Gilding et al., 2020)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Противоядие с ядом растут друг с другом рядом
Нашлась на тебя управа, ага!
Порхает как ястреб, жалит как гиперпчела
Комментарии: