Орхидея Solenangis impraedicta, растущая в древесных кронах влажных лесов Мадагаскара, обладает рекордно длинной нектарной шпорой (до 33 см) относительно размера цветка (2 см) из всех цветковых растений! Находка для ботаников оказалась сюрпризом – имя нового вида, описанного год назад, переводится с латыни как «непредвиденная» или «непредсказуемая». А вот ее опылителя вполне можно предсказать, как это в свое время сделали Дарвин и Уоллес применительно к другой мадагаскарской орхидее.

В своей книге «О приспособлениях орхидных к оплодотворению насекомыми», вышедшей в 1862 году, Чарлз Дарвин упомянул ангрекум полуторафутовый (Angraecum sesquipedale). У этой орхидеи очень длинный шпорец (выпячивание губы, состоящей из сросшихся листочков околоцветника), примерно фут-полтора (27–43 см), и нектар в нем находится на донышке. Кого же может заинтересовать столь глубинное лакомство? Вероятно, некое существо с соразмерным хоботком, например крупного бражника, предположил Дарвин. Коллеги тогда подняли на смех ученого, тремя годами ранее удивившего мир диковинной эволюционной теорией. Да разве может существовать бабочка со столь длинным хоботом, прямо как у слона, ха-ха-ха? Ну и шутник Господь, коль создал такую нелепицу, ха-ха-ха!
Меж тем Альфред Уоллес поддержал Дарвина, вспомнив, что на юге Африки живет бражник Xanthopan morganii с хоботком почти нужного размера, – осталось лишь найти подобного на Мадагаскаре. И в 1903 году, когда Дарвин уже лет двадцать как помер, а Уоллес был восьмидесятилетним старцем, такой бражник был обнаружен! Он засовывал свой длиннющий хоботок в шпорец орхидеи, пил ее нектар и одновременно покрывался осыпавшейся пыльцой, которую затем разносил по другим растениям того же вида как заправский опылитель. Мотылька тогда определили в новый подвид X. morganii praedicta («предсказанный»), а в 2021-м повысили до ранга вида – Xanthopan praedicta. Вот она, предсказательная сила эволюционной экологии!

Дарвинова орхидея Angraecum sesquipedale – чемпион по абсолютной длине шпорца, на втором месте – открытая в 1965 году Angraecum longicalcar (30–40 см), тоже с Мадагаскара. Новенькая Solenangis impraedicta (26–33 см) замыкает тройку, но если рассматривать относительную длину, то отмыкает! Получается, сверхдлинные шпорцы по крайней мере три раза независимо развивались у мадагаскарских орхидей.
Примечательно, что род Solenangis прежде не был известен на Мадагаскаре. Ближайшая родственница нового вида – орхидея S. wakefieldii, чей шпорец впятеро короче, – растет на мангровых болотах и вдоль литорали в Кении и на танзанийском острове Занзибар. Предки S. impraedicta, вероятно, тоже росли на побережье Восточной Африки, пока их не унесло оттуда на маленьком естественном плоту, который затем прибился к мадагаскарским берегам. На новой родине привычная для соленангиса ниша эпифита лесного полога оказалась на удивление свободной – и орхидея сразу же воспряла. Вместе с тем здесь обнаружилась острая конкуренция за опылителей с аборигенными длинношпорцевыми ангрекумами, из-за чего соленангису тоже пришлось отрастить себе длинную нектарную шпору.

Так кто же они, опылители «непредсказуемой» орхидеи? На Мадагаскаре обитают лишь два бражника с подходящей длиной хоботка: Xanthopan praedicta и Coelonia solani. И поскольку у S. impraedicta нет подходящей площадочки для посадки на губе, а из двух этих мотыльков только C. solani может пить нектар в полете, постольку именно он, скорее всего, и является ее опылителем. Таково теоретическое предсказание, а фактические наблюдения – впереди (лет этак через сорок).
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Current Biology (Farminhão et al., 2024)
Вас также могут заинтересовать статьи:
Перуанская орхидея завлекает опылителя дуэтной мимикрией контраста
«Тля буду!» – заявила орхидея и заманила журчалку
Предложено новое объяснение беспокоившей Дарвина гетерантерии
Комментарии: