Еще одно новое животное с Урала – уральский пескарь (Gobio uralensis)! Можно даже сказать, из Урала (тот случай, когда оба варианта корректны) – из реки Урал и ее обширного бассейна (с подогревом).

Река Урал – третья по длине в Европе (2428 км) после Волги и Дуная. Она берет начало на Уральском хребте (Уралтау) в Башкортостане и в верхнем течении служит естественной водной границей между Европой и Азией, затем в Оренбуржье поворачивает на запад и меандрирует по госгранице с Казахстаном, после чего поворачивает на юг, к соседям, и там уже впадает в Каспийское море. И вот во всяческих ее притоках на территории двух государств, вероятно, и обитает уральский пескарь, хотя пока что его вылавливали преимущественно в верховьях. Интересно, что это единственная известная рыба – эндемик Уральского бассейна.

Внешностью уральский пескарь очень похож на волжского пескаря (Gobio volgensis) который, как понятно из названия, обитает в бассейне Волги, хотя и в бассейне Урала тоже встречается. Собственно говоря, уральского пескаря до сих пор все и принимали за волжского. Меж тем генетически они не в самом близком родстве: уральский ближе всего к маркакольскому (Gobio acutipinnatus) из верховий Иртыша и многопятнистому (Gobio multipunctatus) из реки Эмель в Казахстане (эти два вида, второй из которых описан лишь два года назад, довольно слабо отличаются друг от друга по генам – не исключено, что это две популяции одного вида). Таким образом, хотя новоявленный пескарь и проживает в европейской реке, происхождением своим связан все-таки с Азией.

Как же его предки очутились в/на Урале? От бассейна Оби с Иртышом бассейн Урала отделен целым рядом казахстанских речных бассейнов (Нура и Сарысу, Тургай и Иргиз, Эмба и Уил), через которые в древности рыбы могли мигрировать во время половодий. В плейстоцене эти бассейны были частично интегрированы в системы рек и ледниково-подпрудных озер, связанных Тургайской ложбиной, которая соединяла Западную Сибирь с Туранским морем (в голоцене оно разделилось на Каспийское и Аральское) и могла служить путем для обмена фаунами. Так, предки сибирского осетра (Acipenser baerii) в свое время прибыли из Понто-Каспия (Черное, Азовское и Каспийское моря), а в конце плейстоцена внезапно вернулись – и сегодня около трети русских осетров (Acipenser gueldenstaedtii) Волги и Урала носят в себе его митохондриальные гаплогруппы. Обыкновенный таймен (Hucho taimen) в позднем плейстоцене также добрался из Сибири до Каспия, предположительно через уральскую реку Чусовую – приток Камы, которая в свою очередь является притоком Волги. А переописанный в прошлом году северный гольян (Phoxinus isetensis) по Чусовой мог пройти в обратном направлении, из Каспия в Сибирь. Какой конкретно маршрут избрали азиатские предки уральского пескаря – пока неясно, пишут московские ихтиологи.

Спрашивать самого уральского пескаря о его истоках сейчас бесполезно, потому что он очень занят – как-никак последние деньки нереста (размножение длится с конца апреля по начало или середину мая), а вот летом можно будет порыбачить и спросить – а заодно распробовать, каков на вкус этот «премудрый».
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Zoosystematics and Evolution (Turbanov et al., 2025)
Вас также могут заинтересовать статьи:
Малагодон мог разделить судьбу мегалодона
Уральский пещерный клещ плавает в луже и ловит ногохвосток
Свежую рыбоклассификацию подвезли!
Комментарии: