На французском острове Джиралья, который просматривается с северной оконечности Корсики, всего три сооружения рук человеческих: смотровая башня, возведенная в 1584 году для наблюдений за пиратами, маяк, построенный в 1848 году для облегчения навигации, и здание электростанции, сооруженное в 1950 году для установки генератора, который заменил собой смотрителя маяка. Остров самодостаточен, и люди давно здесь не живут. Зато там обитают два вида гекконов, и их история может помочь распутать эволюционную головоломку, в которую сплелись и запутались их маленькие лапки.
Стенные гекконы (Tarentola mauritanica) появились на острове вместе с электростанцией. Это крупные бронированные засухоустойчивые бестии, процветающие в Западной Европе и Северной Африке, они прекрасно себя чувствуют в преображенной человеком среде обитания и охотно следуют за ним на судах, расселяясь затем на новых территориях. Герпетолог Энтони Рассел из Университета Калгари (Канада) называет их «ядреными колонизаторами и злобными предаторами». Стенные гекконы яростно сражаются за территорию с другими ящерицами, нагло вытесняют их с насиженных мест, а порой и просто пожирают их везде, куда бы ни занесло этих вероломных лиходеев.
Вместе с тем европейские листопалые гекконы (Euleptes europaea), которые живут на Джиралье испокон веку, за 60 с лишним лет сожительства нисколько не пострадали от лап пришельцев. Дело в том, что стенные гекконы все это время не покидают пределов электростанции и, вероятно, никогда не смогут оттуда выйти. Геология острова и лукавая эволюция сыграли злую шутку над этими рептилиями и держат их в заложниках собственной пронырливости.
О том, что на острове происходит что-то странное, первым прознал французский биолог Мишель-Жан Деложер во время своей стандартной полевой вылазки на соседние территории. Он заметил, что стенные гекконы, похоже, заточены в стенах одинокого бетонного здания, в то время как листопалые свободно бегают по всему острову, нисколечко не опасаясь коварных затворников. Заинтригованный Деложер связался с Расселом, специалистом по гекконам, и они вместе попытались понять, в чем дело.
Оказывается, липкие лапки стенных гекконов, которыми они успешно цепляются к бетонным стенам и бегают по ним, абсолютно беспомощны перед празинитом – метаморфической породой, слагающей остров. Празинит – это рыхлый зеленоватый пачкающий сланец, проведи по нему пальцем – и палец покроется мелкой сажистой пылью. На пальцах стенных гекконов имеются прикрепляющиеся пластинки с десятками, даже сотнями миллионов мелких щеточек, и обычно они самоочищаются. Однако при ходьбе по острову пластинки быстро заполняются микроскопическими кристалликами, которые отшелушиваются от празинита, и гекконы скользят. «Они просто бесятся от этого», – утверждает Рассел.
У европейских листопалых гекконов на пальцах прикрепляющиеся пластинки небольшие – всего два маленьких цепких пятнышка на кончике каждого пальца. Когда нужно пробежаться по стене, они их используют, а когда под ногами празинит, тогда подушечки пальцев сворачиваются и ящерицы идут на коготках. Стенные гекконы так не умеют, и единственное место на острове, где их пластинки могут оставаться чистыми, – это бетонированная электростанция. Видать, насекомых и пауков там достаточно, чтобы поддерживать сытость рептилий столь долгое время.
Два этих подошвенных дизайна широко распространены среди гекконов во всем мире, каждый из них неоднократно и независимо появлялся в разных эволюционных линиях. Но о причинах, по которым эволюция выбирала тот или другой вариант для своих подопечных, достаточно сложно рассуждать без контролируемых экспериментов. Остров Джиралья с его естественным экспериментом дает нам подсказку: возможно, распространенные по всему пальцу адгезивные пластинки, как у стенного геккона, лучше подходят для гладких непыльных поверхностей, а облегченный и гибкий вариант, как у геккона листопалого, имеет преимущества в местообитаниях, подобных Джиралье.
«Мы полагаем, эти подошвенные модели повторяются неспроста, – говорит Энтони Рассел. – Думаю, мы можем принять во внимание информацию, предоставленную островом, и двигаться дальше, к новым целям». Стенные гекконы меж тем никуда не двигаются, они остаются на электростанции.
Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Gizmodo
Научная статья: Journal of Zoology (Russel & Delaugerre, 2016)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вы хотите поделиться информацией, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. Пожалуйста, не копируйте текст в соцсети целиком, мы хотим, чтобы наши статьи читали на нашем сайте, попутно замечая и другие наши статьи. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Бетонная любовь олуши Найджела
Змея глядит на тебя чужими глазами
Остров Падлопинг: место, где скрывается земной примордий
Комментарии: