Пикап и голуби

Эволюция птиц, определенно, не проходила среди несущихся на огромных скоростях громоздких металлических автомобилей. Однако, если ты, пернатое создание, живешь в районе с интенсивным дорожным движением, то рано или поздно, наверное, научишься принимать его в расчет, чтобы не оказаться под колесами, не размазаться по лобовому стеклу. Как бы не так, курлы-курлы, заявляют голуби. Жизнь, похоже, ничему не учит маленьких крылатых додиков.

pigeon_cross_the_road

Столкновения с машинной реальностью чреваты неприятными последствиями не только для животных, но и для людей. Биолог Трэвис Деволт из Национального центра по исследованию дикой природы при министерстве сельского хозяйства США ищет способы оградить птиц, летучих мышей, оленей и других зверушек от нежелательных встреч с автомобилями, поездами, самолетами и вертолетами. Недавно вместе с коллегами он задался вопросом: может, узнав, насколько быстры могут быть «железные кони», птицы научатся их избегать и эффективно уворачиваться?

К экспериментам были привлечены голуби – 105 полугодовалых птиц, выросших на уединенной ферме и никогда не видевших автомобилей. Большую часть своей короткой жизни они летали или шагали тузом по промозглому сараю и всем своим шальным видом демонстрировали полное отсутствие каких-либо идей. Этих голубей привезли на исследовательскую станцию Плам-Брук НАСА, где их поставили в клетках возле дороги и стали гонять пикап «Форд Рейнджер» на расстоянии двух метров от их клювов. Перед одними голубями авто проносилось на скорости 60 км/ч, перед другими – 120 км/ч, а у третьих (контрольная группа) клетка была накрыта, и они только слышали рев мотора. Каждый голубь испытал 32 таких автомобильных харрасмента, по 4 раза в каждый из 8 тренировочных летних дней.

Теперь предстояло узнать, станут ли голуби вести себя предусмотрительно при виде несущейся на них машины, озаботятся ли они спасением своих пернатых огузков. Поскольку давить голубей ученым было жалко, автомобиль им показывали на экране в специальной камере, куда их запускали по одному. Тот же «форд», предварительно заснятый установленной на дороге видеокамерой, приближался к ним с экрана вплоть до того, что проносился как бы над их головами. Ученые отмечали, в какой момент голуби начинают нервничать и пытаются убежать или улететь с «дороги».

«Мы ожидали, что опытные птицы, осведомленные о высокой скорости машины, продемонстрируют более раннюю реакцию, нежели контрольные», – говорит Деволт. Но все оказалось ровно наоборот: голуби, неоднократно повидавшие авто в движении, тормозили с бегством дольше тех, кто с автомобилем был знаком лишь понаслышке. Как будто несущийся на всех парах пикап казался им не особенно опасной штукой. Более того, даже самые осторожные голуби из тех, кто прежде не имел визуального опыта с автомобилем, улетали слишком поздно, чтобы выжить. Из 90 голубей, поучаствовавших в эксперименте с экраном, «выжил» лишь один.

«Мы че-то удивились даже полученным результатам, – приуныл Деволт. – Увы, мы не можем сделать вывод, что наличие опыта снижает риск столкновения». Результаты более ранних исследований также были противоречивы – многое, видимо, зависит от животного и дизайна эксперимента. С другими птицами, возможно, дело обернулось бы иначе. Не исключено, что голуби просто невероятно рисковые и бесстрашные создания. Либо откровенно тупые.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Discover
Научная статья: Journal of Zoology (DeVault et al., 2016)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Tom Roden and Whitetail

Вас также могут заинтересовать статьи:
Таинственное исчезновение и возвращение Белохвостика
Баклан прохлопал реснички и не взлетел
Летучий Озимек: в Польше найден родственник ногокрылого киргиза


Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение