Необитаемый остров пластикового мусора

Чтобы добраться до острова Хендерсон, что в составе заморской территории Великобритании Острова Питкэрн в Тихом океане, Дженнифер Лэверс потребовалось перелететь с Тасмании на Таити, поймать там небольшой самолет, летающий раз в неделю на острова Гамбье, подсесть на грузовое судно, за десять дней до того вышедшее из Новой Зеландии, и убедить капитана изменить курс до Хендерсона – ни одно судно туда не ходит, если не попросить настойчиво. Это один из самых отдаленных уголков Земли, расположенный прямо в серединке Южной Пацифики.

Однако Google Street View добрался и дотуда. Найдите Хендерсон на гуглокарте, перетащите желтого человечка в северную часть восточного побережья – и вы сможете пройтись глазами по самому замусоренному пляжу в мире. Бутылки, ящики, канистры, прочие контейнеры, обрывки шлангов, куски канатов, фрагменты корабельных причиндал, какие-то шары, трубки, сетки, шняжки – все это встретится вам по пути в дичайшем изобилии. Все это увидела и Лэверс во время экранной прогулки – и, ужаснувшись виртуально, сразу поспешила на остров ужаснуться воочию.

Google Henderson1
Какой только мусор не найдешь на острове Хендерсон! Мы вот нашли мужика с камерой.

В реальности все выглядело еще ужаснее. Прямо возле места высадки из песка торчала грузовая шина – «это было предупреждение», говорит Лэверс. «Затем становилось все хуже и хуже, – продолжает она. – На пляже есть участок, который мы прозвали «мусорным пятном»: там куда ни ступи – обязательно наступишь на крышечку от бутылки. От обилия мусора просто дыхание спирает».

А ведь Хендерсон, по идее, должен быть чистым – он ведь необитаемый, и туристы туда не ездят, разве что какие-нибудь исследователи раз в пять-десять лет. Мусорить – некому. В 1988 году остров объявили объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку там остались колонии редких птиц и залежи фосфатов, не тронутые человеком. Ближайшее поселение – Адамстаун на острове Питкэрн – находится более чем в ста километрах, и там всего несколько десятков жителей. И тем не менее пластиковый мусор превратил Хендерсон в еще одну большую свалку человечества.

«Это действительно один из последних райских уголков на планете, мало посещаемый, но рьяно охраняемый, – удивляется Лэверс. – Но не припомню, чтобы я бывала где-нибудь в столь беспредельном и абсолютном окружении пластика».

Все дело в том, что острова Питкэрн располагаются в пределах Южного Тихоокеанского кольца течений, и циркулирующий в нем мусор при встрече с сушей оседает на берегах, словно гнусь на стенках вашей раковины при сливе. Вообще в поверхностных слоях Мирового океана сегодня плавает более пяти триллионов частиц пластика, преимущественно в форме крошек миллиметрового размера.

Дженнифер Лэверс, эколог из Университета Тасмании (Австралия), не первый год изучает пластиковое загрязнение на уединенных островах Земли. Она и ее коллеги, включая Александра Бонда из Королевского общества защиты птиц (Великобритания), прибыли на Хендерсон в 2015 году и провели там три месяца в компании мусора, рассматривая его и подсчитывая.

Это был непростой опыт. Уголок, конечно, райский – с песчаными пляжами, раскидистыми пальмами и ласкающими взгляд видами на море. Однако там нет пресной воды, а частые штормы срывают с пальм кокосы, роняя их на палатки ученых посреди ночи, иногда вместе с самой пальмой. Немаловажен и тот факт, что Хендерсон – это атолл, то есть состоит он по большей части из острых коралловых остатков, которые норовят при любом удобном случае порезать ваши тапки. Так что участникам экспедиции приходилось подвязывать разваливающуюся обувку веревками, выброшенными на пляж в числе прочего мусора. «За исключением нескольких узких участков песчаного берега, остров в основном желает вас как можно быстрее убить», – вспоминает Лэверс.

Сам мусор тоже убивает – животных. По меньшей мере одна черепаха была замечена на пляже запутавшейся насмерть в рыболовецкой сети. Также он создает физический барьер для зеленых черепах, выбирающихся на берег для откладки яиц, а ведь Хендерсон – единственный из островов Питкэрн, где они устраивают гнезда. Кроме того, из-за пластика снижается биоразнообразие береговых беспозвоночных, отмечает Лэверс, а двум видам местных птиц угрожает опасность поперхнуться им невзначай и задохнуться.

А вот раки-отшельники Coenobita spinosa, живущие на острове Хендерсон, используют мусор себе во благо – они частенько устраивают переносные домики из пластиковых контейнеров и колпачков. Фото: Jennifer Lavers.

На пляжах Хендерсона и в прибрежной растительности научная группа насчитала более 53 тысяч фрагментов антропогенного мусора размером более 2 мм. На каждом квадратном метре лежат от 20 до 670 пластиковых элементов, еще от 50 до 4500 прячутся в 10-сантиметровом слое грунта. Всего на острове, по подсчетам ученых, около 37,7 млн кусочков общей массой 17,6 тонны. И мусор продолжает прибывать: на один только северный пляж ежедневно вымывается не менее 3570 новичков – накопление происходит в сотню тысяч раз интенсивнее, чем в каких-либо еще местах, известных ученым. Если эти оценки верны, побережье острова можно назвать мировым рекордсменом по плотности пластиковых отходов – и это еще без учета мусора на береговых скалах и на глубине свыше 10 см.

Откуда берется весь этот адов хлам? Около трети поступает с берегов Южной Америки, прежде всего Чили, немало приплывает из Китая и Японии. Всего ученым удалось вычислить 24 государства на всех континентах (кроме Антарктиды), послужившие «импортерами» мусора для Хендерсона. «Если в целом, то ни одна страна не виновата в загрязнении острова в большей или меньшей степени, – говорит Лэверс. – Не только рыболовецкие суда или круизные лайнеры являются источниками пластика – много объектов приносит из дождевых канализаций и с городских пляжей».

Как только пластик оказывается на берегу, он начинает млеть и разлагаться под знойным ультрафиолетом при участии ветра и волн. Цельный предмет распадается на сотни и тысячи мельчайших фитюлек, которые затем захораниваются в грунте. И пытаться очистить остров от всего этого – не выход, убеждена Лэверс, особенно учитывая то, насколько непросто туда добираться и жить там. Единственный вариант – перекрыть на корню сам источник, то есть производство пластика.

С 1950-х годов, когда началась эпоха пластмассы, оно выросло более чем в 180 раз, и в настоящее время вся 17-тонная масса мусора на острове эквивалентна объему мировой продукции пластика всего лишь за две секунды. «Необходимо закладывать в эту продукцию экологические издержки. Тогда соломинка для коктейля будет стоить не жалкий рублик или два, а нормальный такой стотыщ, – считает Лэверс. – Пластик используется повсеместно, в каждом аспекте общественной жизни – так что тут недостаточно единичных изменений».


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: PNAS (Lavers & Bond, 2017)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Пластисфера – новая оболочка Земли
Остров держит геккона взаперти на электростанции
Тихоокеанская плита родилась в танце

Комментарии:

One comment

  1. «Экологи» из организации Гинпись, вместо борьбы с ГМО, лучше бы организовали уборку этих пляжей.

Высказать свое мудрое мнение