Геликония чмокает колибри выпрыгивающими тычинками

Как правило, растения – существа медленные. Подсолнух поворачивается за солнцем в течение целого дня, цветочки закрываются весь вечер, а лиана оплетает ваше тело в кровати всю ночь. Чтобы наблюдать такие движения, нужно иметь дьявольское терпение и усидчивость – проще поставить камеру и сделать таймлапс. Но есть и более быстрые движения: венерина мухоловка захлопывает свою ловушку весьма шустро, стыдливая мимоза складывает листики торопливо, а стреляющий семенами бешеный огурец вообще реактивный. Еще одно, неизвестное прежде движение ученые открыли недавно в Коста-Рике у растения Heliconia wagneriana.

Соцветие Heliconia wagneriana. Каждая красная лодочка с желто-зеленой каемкой – это не цветок, а прицветник, то есть видоизмененный лист, а сам цветочек прячется внутри. Фото: Latin Wife.

Дасти Гэннон, аспирант Университета штата Орегон (США), вместе с коллегами изучал геликонии, чтобы понять, кто лучше всех опыляет их цветочки, собранные в яркие и самобытные соцветия. Цветы посещают многие опылители, но наиболее весомый вклад в процесс вносит один или несколько видов животных, объясняет Гэннон. Растения бывают очень разборчивы: ученым известен по меньшей мере один вид геликонии, который принимает пыльцу только после того, как весь нектар в цветке выпит, то есть ей нужен особо длинноносый и прожорливый опылитель. Геликонии не заинтересованы в пчелках и прочих букашках, им подавай колибри.

Чтобы испытать придирчивость геликоний, исследователи планировали опылить их голыми руками – нанести пыльцу на цветки, а затем посмотреть, наступит ли оплодотворение. Но к геликонии H. wagneriana они даже не знали, как подступиться, потому что плохо представляли, как выглядят ее зрелые цветки. На всякий случай Гэннон тискал все цветочки подряд. «Когда я дотронулся до одного из них, вдруг поперли тычинки! – говорит ботаник. – Я засмеялся и стал щупать остальные». Действительно, это почти так же забавно, как если бы из трусиков мальчишки внезапно вылез пиписюн.

Гэннон выяснил, что тычинки используют пружинный механизм: они упруго свернуты в запечатанном цветке, а когда птица засовывает в него клюв в поисках нектара – или когда ученый шурудит пинцетом, – резво распрямляются. Все это напоминает выскакивающего из коробочки веселого клоуна, только тычинки выпрыгивают не мгновенно, а секунды за две. Примерно столько времени колибри проводят у цветка геликонии, лакая нектар. Вероятно, такие пружинистые тычинки нужны для того, чтобы чмокнуть колибри в щечку и налепить на нее пыльцу.

Пока же любимая птичка не прилетела, лучше хранить тычинки в «коробочке», объясняют ученые. Так они защищены от насекомых, норовящих сгрызть нежные мужские гениталии цветка и закусить пыльцой. Кроме того, у пыльцевых зерен H. wagneriana отсутствует твердая оболочка, так что на открытом воздухе они подвержены скорому высыханию, тем более в климатических условиях Центральной Америки, где во время цветения растения как раз сухой сезон и сильные ветра. Уже через 20 минут после обнажения тычинки пыльца оказывается не способна приклеиться к пестикам, сообщает Дасти Гэннон.

«Heliconia wagneriana демонстрирует интригующий пример растительного движения, которое, насколько нам известно, прежде не было описано», – уверяют авторы исследования. При этом уточняют, что пружинный механизм также действует в цветках кизила канадского (Cornus canadensis): там пыльца катапультируется в воздух со скоростью более 3 м/c, после чего подхватывается насекомыми или ветром. Но, согласитесь, это далеко не так забавно, как тычинки, вылезающие из трусиков геликонии.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Ecology (Gannon et al., 2018)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими друзьями и подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Венерину мухоловку опыляют пчела, жук и пчеложук
Растение отказалось вымирать и явилось по почте
Стыдливая мимоза запоминает опускания и бесстыдно бздит

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение