Гавайские блюдечки эволюционируют, чтобы спастись от людей

На Гавайских островах брюхоногих моллюсков Cellana exarata называют «опихи» и с аппетитом набивают их мякотью брюхи, а раковины с острыми краями идут на инструменты или на украшения. Местные жители столетиями собирали их с лавовых берегов, обиваемых волнами, – занятие столь опасное, что даже есть гавайская поговорка: he iʻa make ka ‘opihi. «Опихи – рыба смерти». (Напомним на всякий случай, что моллюски на самом деле не рыбы.)

И похоже, столь продолжительный промысел отражается на эволюции этих гавайских эндемиков: их становится все сложнее заметить на темных берегах. Но вместе с тем, увы, эта противочеловеческая адаптация делает их более уязвимыми к изменениям климата.

Раковины C. exarata внешне весьма разнообразны – бывают как светлые, так и темные, как плоские, так и воздымающиеся. Казалось бы, высокие и светлые, как скандинавы, ракушки должны процветать под жарким гавайским солнцем, ведь они лучше отражают свет и рассеивают тепло. С этой мыслью американские биологи под руководством Эшли Гамильтон из Техасского университета A&M собрали 402 раковины со всего архипелага – и сильно удивились. Оказалось, что на шести самых больших островах доминируют как раз-таки обладатели темных и плоских ракушек!

Как предполагают ученые, такие раковины менее заметны на застывшей черной лаве и их сложнее от нее отколупать. Опихи бы и рады носить свободные белые платья и не потеть на солнце, но таких любительниц комфортной жизни сразу сгребают со скалы голодные гавайские мужики. Тут уж решают не моллюски, а отбор. Его давление в направлении избегания человеческого внимания оказывается выше, чем в сторону снижения перегрева.

Меж тем в тысяче километров от них на необитаемых Подветренных (Северо-западных Гавайских) островах моллюски того же вида как раз обладают преимущественно светлыми и высокими раковинами. По словам Гамильтон, под влиянием человека – нового верховного хищника – идет, по сути, разделение C. exarata на два вида.

Правда, влияние это еще надо подтвердить – например, сравнить ракушки из вековых мусорных куч с современными и посмотреть, сильно ли они физически изменились и куда на самом деле эволюция подпихивает опихи. В принципе эволюционные изменения диких животных из-за охоты и рыболовства уже регистрировались наукой: например, у канадских толсторогих баранов укорачиваются рога, а промысловые рыбы мельчают.

Опихи же темнеют… Тем самым они загоняются в угол, ведь темные приплюснутые ракушки могут сослужить плохую службу в условиях глобального потепления. Моллюскам в таких ракушках будет слишком душно. К тому же в них меньше места для гонад, а значит, и потомства у этих моллюсков будет меньше. Почему бы гавайцам не начать собирать на еду именно такие, невыгодные для натуральной эволюции ракушки? Искусственным отбором помочь естественному – ради будущих поколений C. exarata и, возможно, самих гавайцев.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Journal of Biogeography (Hamilton et al., 2020)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Последние кахули на Земле
Гавайские пауки и предсказуемость эволюции
Зачем олени лижут хищников на уединенных островах?

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение