Кораллы оказались пожирателями морских слизней

Спасите-помогите, плачет плакобранхус, которого засасывает в себя голодная фунгия. Но никто не придет на спасение-помощь. Надежда только на отрыжку.

Мадрепоровый коралл Fungia fungites засосал морского слизня Plakobranchus.

Брюхоногие моллюски из подкласса Heterobranchia обычно обсуждаются в качестве поедателей, а не поедаемых. Вещества, которые они получают с пищей, делают их неприятными на вкус для большинства хищников. Взять, к примеру, мешкоязычных слизней – представителей группы Sacoglossa, любителей водорослей. Мало кто из них попадает на обед к морским гурманам – лишь устойчивые к токсинам животные осмеливаются их лопать: некоторые рыбки, ракообразные, немертины… и, как теперь выяснилось, кораллы.

Мадрепоровые кораллы – преимущественные автотрофы: большую часть метаболической энергии они получают от фотосинтезирующих симбионтов – одноклеточных водорослей динофлагеллят (так называемых зооксантелл). Впрочем, гетеротрофия тоже играет существенную роль в их питании, обеспечивая до трети энергии, а обесцвеченные кораллы, покинутые водорослями, вынуждены полагаться на нее целиком и полностью, всецело и на сто процентов, с макушки и до пят. Гетеротрофным способом кораллы получают аминокислоты, фосфор и азот, а также большую часть углерода, идущего на постройку скелета.

Питаются мадрепоровые кораллы в основном взвешенными в воде пищевыми частичками и зоопланктоном – мелкими рачками (изоподами, амфиподами, копеподами, личинками крабов), червячками (нематодами, немертинами, полихетами) и медузками. Однако в 2015 году морской биолог Рахул Мехротра из Университета Чулалонгкорна в Бангкоке (Таиланд) показал, что рты одиночных кораллов Heteropsammia cochlea, живущих у острова Тау в Сиамском заливе, достаточно велики, чтобы иногда глотать сальп – относительно крупных свободноплавающих хордовых из подтипа оболочников. Примерно тогда же его молодой коллега Джоэл Рорер во время погружения случайно заметил, что другой мадрепоровый одиночка, Pleuractis paumotensis, защемил своим ртом двухсантиметрового мешкоязычного моллюска из рода Plakobranchus.

Мадрепоровый коралл Pleuractis paumotensis защемил морского слизня Plakobranchus.

Дабы удостовериться, что это не случайное защемление и кораллы действительно время от времени питаются моллюсками, ученые провели ряд опытов в лабораторных аквариумах и в диких условиях на дне залива. В экспериментах участвовали кораллы Fungia fungites, Pleuractis paumotensis, Danafungia scruposa, обитающие на глубине 3–8 метров, а также Heteropsammia cochlea с глубины 12–16 метров. Биологи пытались спровоцировать гетеротрофию, кладя им на рот или возле него мешкоязычных моллюсков шести распространенных у острова Тау видов трех родов: Elysia, Costasiella и Plakobranchus. Кораллы с моллюсками комбинировались в разных парах, при этом учитывались размеры кишечнополостных хищников и брюхоногих жертв, скорость поедания, частота выплевывания и другие факторы.

Как вы уже догадались, кораллы действительно с аппетитом (и довольно медленно) поедали моллюсков, но не всех. Наиболее вкусными оказались Elysia pusilla – их почти никто не выплюнул, даже самые крупные особи (21 мм) были умяты кораллами. Слизней Costasiella отверг примерно каждый пятый едок, но большинство все же посчитало их полезными и питательными. Эти моллюски обычно тихо кормятся прямо на водорослях и мало двигаются по жизни – может быть, поэтому их не так сложно поймать ртом. А вот Elysia cf. japonica, к примеру, едят нитевидные водоросли с субстрата, они более подвижны и, возможно, выработали себе более изощренную химзащиту, отчего не кажутся особо вкусными – по крайней мере половине испытуемых кораллов. Моллюски Plakobranchus так вообще были отрыгнуты почти всеми – с минимальными повреждениями, живехонькие, они поспешили уползти подальше от привередливых полипов.

Стоит отметить, что все плакобранхусы и многие элизии-японики в выплюнутом виде оказались покрыты слизью. Вероятно, она была выработана самими слизнями при поглощении в качестве меры защиты от пищеварительных ферментов кораллов. Кроме того, в ней могут содержаться те самые токсины, из-за которых моллюсков и выплюнули.

Коралл Heteropsammia cochlea умял моллюска Elysia cf. japonica (a–c), а Truncatoflabellum sp. проглотил Elysia pusilla (d).

Дополнительно биологи проверили относительную прожорливость и съедобность других видов мадрепоровых кораллов и морских слизней (включая голожаберника Dermatobranchus striatus, которого съели все). Кораллы рода Truncatoflabellum оказались самыми неприхотливыми – сожрали даже Elysia cf. japonica и не поперхнулись. Эти немногочисленные эксперименты, впрочем, не вошли в анализ. Как и случайные наблюдения поедания моллюсков дикими кораллами Heteropsammia cochlea, не участвовавшими в опытах. Все это тем не менее еще пуще раскрывает малоизвестные аспекты питания кораллов и участия морских слизней в пищевых цепях рифовых экосистем.

Отдельно ученые отмечают случаи похищения мелких моллюсков хитрыми губанами Thalassoma lunare прямо изо рта или щупалец подопытных кораллов. Нередко сворованная добыча вызывала у рыбок отторжение, и тогда они ее выплевывали, ни капли не сожалея об испорченном научном эксперименте. Иногда выплюнутый слизень шел ко дну и падал прямо в рот другому кораллу, который не терялся и тотчас этот дар небес сжирал.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: PLoS ONE (Mehrotra et al., 2019)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Открыт третий мешкоязычный моллюск, пожирающий яйца
Кораллам тихо угрожает сексуальный рассинхрон
Слизняки в животе

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение