На тропических лесных просторах юго-востока Бразилии горделивая росянка расправила властно свои листья-убийцы, словно кровавые скипетры, обагренные гемолимфой убиенных букашек. Сладкие капельки на кончиках железистых волосков – это липкий секрет, раскрыть который можно только перед смертью. Но чу! Кажется, кто-то не спешит умирать. По опасному листу меж трупиков вальяжно скользит личинка, нахально подворовывая добычу хищного растения. Вскоре она превратится в муху-журчалку Toxomerus basalis и улетит как ни в чем не бывало, оставив росянку обалдевать с раскрытым ртом от подобной наглости.
Взрослые журчалки T. basalis питаются пыльцой и нектаром, а вот личинки их охочи до насекомого мясца. Они превратили растительную ловушку в свою кормушку и поджирают любую доступную тушку, будь то комарик или мушка. Впервые это уникальное для журчалок поведение наблюдали в 1994 году, а потом еще несколько раз на шести разных видах бразильских росянок. Но только теперь его описали научным образом биологи из Германии, Бразилии, США и Испании.
Личинка T. basalis неплохо приспособилась к жизни такой, воровской. Ее нижняя поверхность регулярно смазывается водянистыми выделениями, что предотвращает прилипание к смертоносным листьям и попадание в ловушку. У личинки нету ножек – не за что зацепиться хищному волоску росянки. Толстая кутикула защищает тельце от пищеварительных соков растения. А жуткая мордашка грозится высосать соки из всего, что плохо лежит и преет на пути хитрозлобного опарыша.
Многие животные известны симбиотическими взаимодействиями с хищными растениями. Пауки-бокоходы Misumenops, муравьи-древоточцы Camponotus schmitzi, а также личинки некоторых мух живут и кормятся в кувшинчиках непентесов. Два вида южноафриканских клопов-слепняков Pameridea еще и помогают своим растениям – роридулам: переваривают добычу, попавшую в их ловушки (сами роридулы пищеварительных ферментов не производят), и кормят их своими фекалиями.
Но личинки журчалок никак не помогают росянкам и никакой благодарности за пищу не изъявляют – типичные клептопаразиты. И это первый известный науке случай мушиного клептопаразитизма на липучем хищном растении. Вообще, напыщенные листья росянок с повисшей на них падалью могли бы быть злачным местечком для всяческих воришек-ловкачей. Где же они все? «Большинство клептопаразитов еще не открыты, – уверен Андреас Фляйшманн, ведущий автор исследования. – Это только начало».
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: PLoS ONE (Fleischmann et al., 2016)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими друзьями и подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Японские росянки подворовывают насекомых у соседей
Гусеница Эпипомпонья – паразит в овечьей шкуре
Комаров впервые застали за сосанием крови червей
Комментарии: