Как курносые мартышки адаптируются к горной жизни

Когда-то курносые обезьяны (род Rhinopithecus) были широко распространены на азиатском континенте, радовались жизни, водили задорно хороводы, целовались пухло-сочными губами, щекотали друг дружке плоские, будто стесанные, носопырки фазаньими перьями – кто их знает, чем они еще занимались во времена изобилия и процветания. Но геологические подвижки (отголоски гималайского орогенеза) и сопутствовавшие им климатические изменения раннего плейстоцена значительно повлияли на условия их обитания: реки меняли направление течений, леса фрагментировались, создавались физико-географические барьеры для скрещивания популяций.

Бирманская курносая обезьяна (Rhinopithecus strykeri) была открыта в 2010 году в Мьянме, позже выяснилось, что представители вида также обитают на юго-западе Китая. Фото: Ming Li.

Примерно 300 тысяч лет назад ринопитеки обособились в пять известных ныне видов, у каждого из которых теперь весьма ограниченный ареал. Тонкинские ринопитеки (R. avunculus), живущие во Вьетнаме, и бирманские курносые обезьяны (R. strykeri), которых открыли лишь в 2010 году в Мьянме, настолько редки, что находятся на грани исчезновения. Рокселланов (R. roxellana), черный (R. bieti) и гуйчжоуский (R. brelichi) ринопитеки, обитающие в Китае, также признаны вымирающими. Многие из них живут в горных лесах, а выше всех – черный ринопитек, в примыкающих к Гималаям горах Юньлин на высоте 3400–4600 метров, что является рекордом для приматов, если не считать людей.

Что же им помогает выживать в таких экстремальных условиях? Этим вопросом заинтересовались китайские ученые и их коллеги из Великобритании и США. Они проанализировали геномы 38 особей четырех из пяти видов ринопитеков (кроме тонкинского). Высококачественные образцы ДНК были получены из кожи, мышц и крови мартышек, скончавшихся от естественных причин в заповедниках на юго-западе Китая.

Черный ринопитек (Rhinopithecus bieti) чувствует себя Адамом. Фото: Ming Li.

В результате исследования были выявлены 19 генов, чьи варианты подвергались положительному отбору с момента отделения черных ринопитеков от остальных курносых обезьян. Среди них – ген ADAM9, о котором известно, что он проявляет высокую активность в некоторых раковых клетках в условиях пониженной концентрации кислорода. Свои версии этого гена имеются у яков и тибетских кур, у последних он тоже находится под положительным отбором. Видимо, ген ADAM9 помогает существовать в условиях гипоксии, раз естественный отбор благоприятствует ему у разных животных.

Ранее в этом году другая китайская научная группа отчиталась еще о шести генах, которые могут способствовать выживанию в горах, где воздух разрежен, а ультрафиолетовое излучение более интенсивно. Среди них гены, деятельность которых связана с формированием кровеносных сосудов, работой легких и репарацией ДНК.

Рокселлановы ринопитеки (Rhinopithecus roxellana) жмутся друг к дружке, чтобы согреться. Фото: Stephen Belcher.

Адаптация выражается и в поведенческих изменениях: так, горные курносые обезьяны предпочитают жаться друг к дружке во время сна, чтобы было теплее, а в свой рацион, обычно состоящий из вкусных листьев, частенько добавляют мелких млекопитающих и птиц, чье мясцо дает им дополнительную энергию. Кроме того, зимой черные ринопитеки больше времени проводят на южных склонах – возможно, потому что снег там тает чаще, обнажая пригретую растительность, которой тоже можно похрумкать. Да и кто из нас, в конце концов, не любит солнышка?


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: New Scientist
Научная статья: Molecular Biology and Evolution (Zhou et al., 2016)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

pygathrix-nemaeus

Вас также могут заинтересовать статьи:
Обезьяньи микробиомы очеловечиваются в зоопарках
Лемуры в манграх
Островной полет: курс на бесполетность

Комментарии:

Обсуждение закрыто.