Вы только посмотрите на нее. Это обыкновенная тупайя (Tupaia glis). И она живет против правил. Против экогеографических правил Бергмана и Фостера.
Тупайи – приятные зверушки, наши родственнички, ибо относятся к родственному приматам отряду Scandentia. Живут почти везде в Юго-Восточной Азии, включая многочисленные острова. Питаются плодами, листьями, семенами, насекомыми и другими членистоногими. Они компактны и негромоздки: весят от 50 граммов (у малых тупай, Tupaia minor) до 350 граммов (у филиппинских тупай, Urogale everetti). Передние лапки у них длиннее задних, и они хорошо лазают по деревьям и кустарникам, помахивая с ветвей длинным и пушистым хвостом. А вот плавают из лап вон плохо. Тем интереснее наблюдать, как тупайи эволюционируют уединенно на своих островах.
Надо сказать, изучать их с позиции экогеографических правил мало кто брался. И вот зоологи из США и Канады решились наконец проанализировать представителей отряда на примере самых обыкновенных тупай – тупай обыкновенных (Tupaia glis). Эти 150-граммовые лапушки живут на Малайском полуострове (он же Малакка) и близлежащих островах, которые были соединены друг с другом в плейстоцене, а ныне разделены морской водой.
Ученые прошлись по шести европейским и североамериканским музеям и измерили все тупайкины тушки, что смогли найти, – всего 260 экземпляров, собранных на Малакке и 13 островах. Данные о местообитаниях некогда живых тушек также внимательно фиксировались: размеры островов, расстояние до большой земли, глубина проливов между островами и материком, географическая широта. Все для того, чтобы понять, подчиняются ли обыкновенные тупайи широко известным экологическим правилам, таким как правила Фостера и Бергмана.
Первое из них еще называют «островным правилом», его сформулировал в 1964 году кенийский зоолог Дж. Фостер: крупные млекопитающие на островах имеют меньшие размеры, чем их родственники на материке (островная карликовость), а мелкие зверушки на островах, наоборот, крупнее (островной гигантизм). Правило Бергмана, постулированное в 1847 году немецким биологом по имени Карл, гласит, что в холодных климатах (как правило, в высоких широтах) обитают виды с более крупными размерами тела, чем в жарких (в низких широтах), – это в целом справедливо не только для видов в пределах одного рода, но и для разных популяций одного вида.
Так вот обыкновенные тупайи этим правилам решительно не подчиняются. Ученые не выявили никаких размерных отличий между островными и полуостровными популяциями этих зверят. А в более низких широтах тупайи оказались крупнее, чем в более высоких, что буквально выворачивает наизнанку правило Бергмана! Среди других полученных закономерностей – зависимость размера тела от максимальной глубины пролива между островом и материком: чем глубже водная преграда, тем крупнее островная тупайя. Кроме того, на маленьких островах тупайи мельче, чем на островах побольше.
Что ж, правил без исключений не бывает. Например, правило Фостера «отрядоспецифично»: оно работает в отрядах приматов и грызунов, а вот в отряде хищных – нет. У тупай, судя по всему, тоже нет, несмотря на их родство с приматами. В этом плане интересно было бы изучить справедливость правила в отряде шерстокрылов, который эволюционно близок к приматам и тупайям, тем более что его представители тоже населяют Юго-Восточную Азию.
Правило Бергмана хоть и соблюдается в целом у большинства млекопитающих, особенно у крупных, но вот у подземных зверьков и у крупняков умеренного климата не столь четко проявляется. Случается, что даже в пределах одного рода оно работает по-разному: северные свинохвостые макаки (Macaca leonina) ему подчиняются, а южные, известные как лапундеры (M. nemestrina), – нет; медленные лори (Nycticebus coucang) ему следуют, а малые лори (N. pygmaeus) – выворачивают наизнанку, как тупайи. Вообще механизмы, определяющие правило Бергмана, до сих пор являются предметом дискуссии: на размеры тела могут влиять многочисленные биотические и абиотические факторы среды, также они могут определяться различиями в эволюционной истории видов; одни ученые связывают размер тела с терморегуляцией и метаболизмом, другие важную роль отводят доступности ресурсов и конкуренции.
Что касается площади острова и расстояния до материка, то они действительно могут коррелировать с размером тела островных обитателей. У мелких млекопитающих эта корреляция выражена – помимо обыкновенных тупай, например, у прекрасных белок Превоста (Sciurus prevostii). А вот у зверей покрупнее она не прослеживается в силу их большей зависимости от ресурсов, полагают авторы.
И еще зоологи в очередной раз подчеркивают важность музейных коллекций для научной работы. «Без тщательно задокументированных и снабженных ярлычками тушек, собранных в многочисленных локациях и в достаточных количествах для учета статистической значимости, мы просто не смогли бы провести наше исследование», – говорит Линк Олсон, один из авторов. И добавляет, что изученные тушки позволили научной группе идентифицировать несколько новых видов тупай. С нетерпением ждем их описания.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Ecology & Evolution (Sargis et al., 2018)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Свиноножки, которых мы потеряли
Зачем олени лижут хищников на уединенных островах?
Инженеры тундры: песцы выращивают у нор сады
Комментарии: