Как галлюцинируют слепые люди? Многим из нас приходил в голову этот острый вопрос. Слепые воспринимают мир особым образом, а значит, и психоделические галлюцинации у них должны быть особые, непривычные обычным людям. Как же они проявляются? В журнале Consciousness and Cognition вышла любопытная статья британских психологов-когнитивистов, в которой описывается – и часто от первого лица – психоделический опыт слепого от рождения 70-летнего бывшего рок-музыканта («рок-звезды», как он сам себя называет), проходящего под кодовым именем «мистер Синий Пентагон» (Mr. Blue Pentagon). Это первый научный анализ галлюцинаций под действием ЛСД у слепого с рождения человека, и он свидетельствует, что психоделики могут вызывать у таких людей временную синестезию, сенсорную афазию и изменения восприятия времени.
Мистер Синий Пентагон родился в 1948 году на два месяца раньше срока. Вследствие перенасыщения кислородом во время родов у него произошло поражение сетчатки, что привело к врожденной слепоте. Мир он всю жизнь воспринимал на слух – с ранних лет слушал популярных композиторов и пытался воспроизводить их мелодии на домашнем фортепиано, на котором научился играть сам. К 16 годам он уже играл в местных клубах и барах. Много лет он проработал в банке, но по-настоящему интересно ему было выступать перед публикой. Переехав в другой город, он познакомился с двумя другими слепыми музыкантами, и они вместе организовали рок-группу. В 1971 году они записали песню и отправились за границу, где полгода работали над альбомом. В тот творческий период мистер Синий Пентагон пристрастился к разновидности ЛСД под названием Blue Pentagon – психоделик распространялся в виде синеньких пятиугольных таблеток. В 1990-х стал курить марихуану, также экспериментировал с мескалином и псилоцибином.
«Всякий раз под кислотой я испытывал что-то новое и захватывающее. Разумеется, с помощью доступных мне чувств. Зрительные образы никогда меня не посещали. Я не могу увидеть или представить, что есть свет и что есть тьма. Меж тем под ЛСД и коноплей я столько всего ощущал через слух, касания и эмоции, что этого было для меня вполне достаточно!»
Под ЛСД разные чувства могут «переплетаться» друг с другом – у зрячих людей это выражается в форме аудиовизуальной синестезии: кажется, что звуки влияют на очертания и цвета предметов. Синестезия случается и при нервных расстройствах, в том числе приводящих к слепоте. Описан случай, когда человек, ослепший в результате двусторонней артериитической передней ишемической невропатии зрительного нерва, испытывал фотизмы (световые и цветовые ощущения, возникающие при раздражении какого-либо анализатора, но не зрительного), когда чистил зубы или слышал хлопок. Другой человек, ослепший из-за пигментного ретинита, утверждал, что видит свои конечности, когда двигает ими, что можно объяснить активацией зрительной коры мозга при проприоцептивных стимулах. А вот как свои ощущения описывает мистер Синий Пентагон:
«Когда я во время психоделических переживаний слушал музыку, я будто окунался в самый прекрасный водопад во всем мире. Из того, что я испытывал, этот водопад был ближе всего к тому, что называется синестезией. Третий Бранденбургский концерт Баха вызывал эффект водопада. Я слышал звуки скрипок, играющих в моей душе, и слышал себя, выдавшего часовой монолог с использованием различных голосовых тональностей. Помню, голоса мои звучали в высшей степени уникально! ЛСД всему придавал интенсивности. Звуки песен, которые я обычно слушал, становились трехмерными, глубокими и запаздывающими. Казалось, что музыка распадалась и распутывалась. Любимый трек отзывался эхом в голове, словно мозг слышал музыку в настоящем, но и цеплялся за то, что звучало секундой ранее. Это позволило мне заглянуть внутрь себя и лучше осознать себя, и жизнь, и людей, и музыку. Я ощущал, будто мой мозг перегружен информацией, и я не мог ее всю сразу усвоить!»
Как видно, ощущения в данном случае вызываются аудиостимулом (музыка), но выражаются в тактильной форме (водопад), хотя мистер Синий Пентагон отмечает, что помимо привычных ему ощущений прикосновения он испытывал что-то еще. Напрашивается интересная параллель с тем, как пользователи устройств сенсорного замещения описывают свои ощущения «зрения с помощью звука», уточняя, что у них нет подходящего слова для этих новых впечатлений, поэтому они вынуждены использовать термины, относящиеся к знакомым им чувствам. Может быть, незнакомыми впечатлениями, которые испытывал мистер Синий Пентагон, были зрительные образы или фотизмы, просто он не понимал, что это они?
Вот еще тактильные впечатления:
«Один раз под ЛСД, помню, я потрогал дерево по дороге к приятелю – и это было поразительно! Словно это было дерево в лесу или даже в джунглях. Прогулка в тот день ощущалась так, будто я почти ничего не вешу и двигаюсь на такой огромной скорости, что практически лечу».
«Я почувствовал себя в сказочной стране, сюрреалистичной реальности, где все, к чему я прикасался, было чрезвычайно бархатистым, почти как если бы эти предметы были покрыты слоем очень мягкой патины. Иногда я не мог сжать руки крепко, как хотелось, или же я сжимал, но не осознавал этого. Однажды я закинулся кислотой и укурился марихуаной одновременно и возжелал пощупать у всех лица, чтобы высказать каждому все, что я о них думаю, одним лишь касанием их лиц. Это был очень странный опыт, поскольку их кожа ощущалась очень мягкой, но глаза, носы и рты были в некоторой мере искаженные».
Когда мистер Синий Пентагон, будучи под ЛСД, слушал голоса людей, они тоже иногда казались ему искаженными, а слова – непонятными, как будто он утратил способность понимать и формулировать мысли. Случаи подобной афазии при употреблении психоделиков известны, отмечают авторы, но обычно она сопряжена с визуальной стимуляцией, например, когда под воздействием наркотика не можешь вспомнить названия предметов, хотя используешь их правильно и успешно.
«Поскольку у меня нет зрительных ментальных образов, я воспринимаю вещи теми чувствами, что мне доступны. Помню, на вечеринке в 1971 году я мог слышать каждое отдельное слово в речах людей, но значений этих слов я не понимал. Это было довольно пугающе, ведь я узнавал язык и, следовательно, знал, что они разговаривали по-английски, но никакого смысла в словах для меня не было. Как будто я бессознательно забыл язык».
Восприятие времени тоже нарушалось под влиянием психоделиков:
«Я часто ощущал, что определенные вещи делаю очень медленно, как будто ЛСД еще и время растягивал. Я в курсе, что с точки зрения науки невозможно растянуть время, но так все это ощущалось. Один раз я общался с бывшей сразу после приема ЛСД, и время, которое мы провели вместе, совершенно не кончалось!»
Под действием психоделиков звуки, прикосновения и запахи ощущались в гармоничной взаимосвязи, но главенствующую роль играли все-таки звуки, подчеркивает мистер Синий Пентагон. Вот что он говорит о влиянии долговременного употребления ЛСД на сны:
«Я осознал, что наркотик часто менял способ моего мышления, мысли становились намного более глубокими. В прошлом мне всегда снились очень яркие сны, но под влиянием ЛСД сны порой случались в виде прозы. Зрительные образы мне недоступны, поэтому во сне места не имеют значения, и я редко знаю, где я нахожусь во сне. Единственное, что я помню, это звуки и события, случающиеся во сне. Когда я принимал ЛСД, спать удавалось не всегда, но если удавалось, то сны были чрезвычайно детальными, иногда даже многословными, как у Шекспира, и зачастую они длились дольше моих нормальных снов».
В 1975 году он решил завязать с галлюциногенами, поскольку беспокоился по поводу развившейся интроверсии и паранойи, что напоминает состояние пациентов с психозами (в таком случае «это, возможно, единственный описанный случай обусловленного наркотиками психоза у слепого человека», отмечают авторы). Вот как об этом рассказывает сам Пентагон:
«Думаю, в какой-то момент мне все это надоело – нет, не сам опыт, который, поверьте, был невероятным, – но просто я чувствовал, что начинаю слишком замыкаться сам в себе, становлюсь недружелюбным параноиком. Мне приходило в голову, что люди говорят обо мне гадости, может, из-за кучи наркоты, которую я постоянно употреблял. Так что я перестал принимать эту дрянь… Однако марихуану, которая была значимой частью моего стиля жизни, я не бросал курить вплоть до 1993 года, когда стал участвовать в шахматных соревнованиях».
Шах и мат, наркоманы!
Текст: Виктор Ковылин, Синий Пентагон
Научная статья: Consciousness and Cognition (Dell’Erba et al., 2018)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Униполярный Хо и его обогащенная безумием жизнь
С возрастом время ускоряется из-за кусков
Моя внезапная синестезия
Комментарии: