Панспермия атакует! Солидная международная научная команда под руководством австралийского иммунолога Эдварда Стила и при участии британского астробиолога Налина Чандры Викрамасингхе, главного апологета гипотезы космического происхождения жизни на Земле, опубликовала обширную обзорную статью в журнале Progress in Biophysics and Molecular Biology с попыткой проанализировать гипотезу в свете последних научных данных и обосновать несколько оригинальных тезисов, таких как внеземная природа кембрийского взрыва и прилет на Землю предков осьминогов в замороженных яичных капсулах.
Термин «панспермия» восходит к античным временам – в V веке до н. э. его использовал в своих сочинениях древнегреческий философ Анаксагор. Научные очертания гипотеза стала приобретать в XIX веке в трудах химика Якоба Берцелиуса, физиков Уильяма Томсона (лорда Кельвина) и Германа фон Гельмгольца, ну а в начале XX века химик Сванте Аррениус сформулировал ее первое теоретическое описание. Тем не менее начиная с Аристотеля (IV век до н. э.), предложившего теорию спонтанного зарождения жизни, а затем и под влиянием христианства, проповедующего Сотворение, панспермия оставалась маргинальной точкой зрения. Научное сообщество всегда питало к ней неприязнь, а в 1920-х годах четко и ясно противопоставило ей абиогенетическую теорию «первичного бульона» Александра Опарина и Джона Холдейна.
«Конечно, эти идеи следовало подвергнуть критической проверке и беспощадно отвергнуть после открытия чрезвычайно сложных молекулярных структур белков и ДНК. Однако этого не случилось», – сетуют Стил и коллеги, добавляя, что «современные идеи абиогенеза у гидротермальных источников или где-нибудь еще на первобытной Земле превратились в изощренные умствования, доказательств которым мало или нет вовсе».
По их глубокому убеждению, гадские условия на гадейской Земле, постоянно бомбардируемой метеоритами, никоим образом не способствовали выживанию простейших органических молекул в этом вашем бульоне, не говоря уж об эволюции в более сложные, живые формы. Зато живучие микробы, прибывшие к нам на тех метеоритах, вполне могли выживать и эволюционировать.
Астрономические данные последних лет «указывают на существование сотен миллиардов обитаемых планет в одной лишь нашей галактике», благоговейно трепещут ученые (забывая, правда, уточнить, что углубленный анализ условий на тех или иных открытых экзопланетах регулярно оборачивается удалением их из списка потенциально обитаемых). Поиски независимо возникшей жизни на отдельно взятых планетах – это пустая трата времени, считают они, ведь миллиарды землеподобных миров постоянно обмениваются друг с другом материалом с помощью метеоритов и кометных болидов. «Целая галактика – и, возможно, вся наша местная группа галактик – составляет единую связанную биосферу», – уверены авторы.
Начиная с 1980-х Викрамасингхе подмечает следы органики на кометах – по его мнению, явные признаки тамошней микробной жизни. А комета Чурюмова – Герасименко, не только богатая органикой и водой, но и несущая в себе кислород, лишний раз убеждает ученого в возможности биологической активности на этих космических странниках. «Многие виды ферментирующих бактерий могут также производить этанол из сахаров, и недавнее открытие выбросов этилового спирта кометой Лавджоя в количестве 500 бутылок вина в секунду вполне может служить указанием на микробную деятельность», – отмечается в статье.
В этом году вышел отчет российских специалистов с результатами исследования микробов из космической пыли, налипшей на внешнюю сторону иллюминатора МКС: были выявлены жизнеспособные бактерии из типичных наземных и морских родов. Чтобы объяснить, как они попали на высоту 400 км над Землей, пришлось вспомнить о гипотетическом механизме «ионосферного лифта», который осуществляет перенос частиц с поверхности планеты в верхнюю ионосферу по восходящей ветви глобальной электрической цепи. Но Стилу с коллегами больше импонирует неожиданная приписка россиян об альтернативном источнике этих микробов – космосе (со ссылками на работы Викрамасингхе, конечно же).
Земная стратосфера тоже богата микробным материалом: так, на высоте 30–41 км якобы открыты «биологические сущности» – жизнеспособные, но некультивируемые микробы, а также «необъяснимые скопления микроскопических биологических объектов… с признаками билатеральной симметрии и организмоподобной морфологии». Несомненно, эти сущности прилетели из космоса верхом на небольших кометах, считают авторы статьи. В конце концов, на метеоритах, упавших на Шри-Ланку в конце 2012 года, обнаружены микробные окаменелости явно внеземного происхождения (слишком мало азота!), иными словами – инопланетные водоросли. Очень жаль, пишут авторы, что, несмотря на всю тщательность проводимых исследований и строгие меры предосторожности, научное сообщество скептически относится к подобным открытиям и с упертостью, достойной лучшего применения, ссылается на вероятность загрязнения.
А как насчет загрязнения Земли инопланетными вирусами? Прошлогодний анализ коэволюции ретровирусов и их земноводных и рыбных хозяев показал, что вирусы «появились в океане 460–550 млн лет назад, в начале палеозоя, если не раньше». Ссылаясь на эту работу, Стил с соавторами выдвигают смелую гипотезу о том, что причиной кембрийского взрыва – резкого увеличения биоразнообразия скелетной фауны около 540 млн лет назад – послужило прибытие на нашу планету вирусных генов их космоса, повлиявших затем на земную эволюцию. Неслучайно же накануне взрыва, в конце эдиакарского периода, Земля подверглась метеоритно-кометным бомбардировкам, связанным с прохождением Солнечной системы через гигантское молекулярное облако (ГМО) и смещением долгопериодических комет из Облака Оорта к планетам земной группы.
Такое вообще случается нередко по космическим меркам, поскольку Солнце при обращении вокруг центра галактики проходит через многие ГМО. Результатом этого, с одной стороны, являются массовые вымирания, а с другой – активное пополнение генофонда Земли космическими генами, внедряющимися в земные геномы и двигающими эволюцию дальше. ГМО превращают всех нас в ГМО.
Ну и чтобы окончательно сразить впечатлительного читателя, Стил и компания недвусмысленно намекают на внеземное происхождение осьминогов, кальмаров и других высших головоногих моллюсков. Понимаете ли, уж слишком сильно они отличаются от своих наутилоидных товарищей и по генам, и по качествам, и по поведению. Укрупненный мозг, замысловатая нервная система, сложные камерные глаза, гуттаперчевые тела, мгновенно меняющие форму и окраску, – разве можно все это объяснить стандартной поступательной эволюцией? А то, как они активно редактируют свою РНК при исключительном консерватизме ДНК, чем резко выделяются из серой массы всех остальных земных животных, – это вообще законно?
Ну, законам Дарвина осьминоги с кальмарами явно не желают подчиняться. «Все это никоим образом не может быть объяснено традиционными неодарвинистскими процессами, даже с учетом горизонтального переноса генов, – пишут авторы. – Но правдоподобным объяснением, на наш взгляд, может быть внеземной импорт новых генов (скорее всего, целой связки функционирующих генов) в криоконсервированных и защищенных матриксом оплодотворенных яйцах октопуса». Эти яйца прилетели на Землю в «ледяных болидах» примерно три сотни миллионов лет назад, уточняют специалисты.
Эволюцию гоминид астробиологи тоже не обошли стороной. Нет, яйца людей не прилетали из космоса в кометах, но вот старые добрые ретровирусы регулярно падают с небес и бомбардируют наши геномы, так что продвинутый человеческий интеллект вполне можно объяснить вирусным происхождением. Кроме того, космические вирусы вызывают эпидемии: например, одновременные вспышки гриппа в удаленных друг от друга очагах бывает сложно объяснить воздушно-капельной передачей, зато они легко объяснимы множественным вторжением гриппа из космоса. «Мы все подхватывали насморк у кого-то еще и можем точно вспомнить, где и у кого именно. Конечно, подобный опыт порождает необъективное мнение, что это единственный способ заразиться вирусом», – пишут авторы.
В завершение, предвидя ушат критики, который неминуемо выльется на их горячие головы, Стил со товарищи приводят ряд историй, когда противоречащие догмам научные идеи в результате одерживали верх. Например, были времена, когда и существование метеоритов отрицалось, а непосредственных свидетелей их падения поднимали на смех, просто потому что «камни не могут падать с неба, ведь на небе нет камней», как утверждал француз Антуан Лавуазье, основатель современной химии. Так что, кто бы что ни говорил (а кое-кто из ученых-скептиков откровенно назвал обсуждаемую статью мусором), авторы настаивают: «мы все родом из космоса, укомплектованы вирусными генами, и в конечном итоге наше эволюционное наследие полностью возвратится в космос». Впрочем, в чем-то чертяки и правы.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Progress in Biophysics and Molecular Biology (Steele et al., 2018)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Есть ли глаз на Марсе?
Генетическая стратегия осьминогов и кальмаров не вписывается в животные стандарты
Нейросеть предсказала ответ Барри, решись Ив позвать его на выпускной в 1997-м
Комментарии: