Белесые кругляши, похожие на птичьи яички. Краснючие голыши, напоминающие сырые мясные котлетки. Коричневые окатыши, навевающие мысли о какатышах. Десяток лет археологи с волнением гадали, как все эти камушки использовались древними людьми, жившими 300 тысяч лет назад в пещере Кесем неподалеку от Тель-Авива (Израиль). И пришли к следующему выводу: никак. Они никак не использовались и представляли собой исключительно эстетическую ценность для своих первобытных владельцев. Мы любим красивые камушки, и наши предки тоже их любили.
«Эти камешки сразу привлекли наше внимание, когда мы раскапывали пещерные отложения, и что-то похожее наверняка случилось и в те времена, – полагает археолог Элла Ассаф из Тель-Авивского университета, автор посвященного им исследования. – Есть в них что-то особенное: они маленькие, разноцветные, округлые, симметричные».
Пещера Кесем была открыта в 2000 году во время дорожных работ и сразу предъявила миру сотни тысяч кремневых орудий, животных костей и других артефактов первобытной жизни, которую древние гоминины вели в ней на протяжении многих поколений, 420–200 тысяч лет назад. Кем они были, сказать сложно, от них сохранилась лишь горстка зубов, а вот надписи «Здесь жили Homo helmei» на стенах пещеры они после себя не оставили. Зато оставили очаг – свидетельство того, что они умели управляться с огнем около 300 тысяч лет назад, а может, и гораздо раньше, судя по частичкам угля и сажи в зубных камнях возрастом около 400 тысяч лет.
Камни не зубные, но кремневые были найдены в 300-тысячелетнем слое пещере в 2009–2016 годах – всего 17 симпатичных штук. Надо сказать, в карстовых пещерах, к которым относится и Кесем, кремня отродясь не бывает. Сырье для орудий было принесено туда из разных месторождений в радиусе 30 км от пещеры, выяснили ученые. Необычные камушки были прихвачены оттуда же – и явно намеренно. Но зачем?
Они меньше самых мелких камней, из которых в пещере изготавливали орудия, на них нет следов обработки и частичек молотых субстанций. Зато есть в них некая харизма, которая убедила Ассаф в том, что собрали их не из практических, а из психологических побуждений, то бишь чисто из-за красоты. «Чувство эстетики – это часть нас с незапамятных времен, это одно из базовых человеческих качеств, – уверяет археолог. – Когда я гуляю с детьми и какой-то особенный камешек попадается им на глаза, они подбирают его и говорят: «Мама, зацените, что я нашел!» Нет причины думать, что доисторические люди не поступали так же».
Коллекционированием природных прелестей занимались уже Homo heidelbergensis: так, в Сванскомбе (Англия) в слоях возрастом почти 400 тысяч лет найдены кусочки юрских кораллов Isastraea – древние палеонтологи раздобыли их в 193 км от своей стоянки! Примерно тогда же или еще раньше синантропы Homo erectus любовались на кварцевые кристаллы в Чжоукоудяне (Китай) – иного предназначения для них и не придумать. Да что там, даже австралопитекам было не чуждо чувство прекрасного – доказательством тому служит яшмовый булыжник из Макапансгата (ЮАР) возрастом 2,5–3 млн лет и весом 260 г, без следов обработки, зато с естественными выбоинками, напоминающими лицо. Как он оказался среди костей Australopithecus africanus в пещере, расположенной в 32 км от ближайшего месторождения яшмы? Очевидно, туда его принес древний ценитель природного искусства – быть может, узнал в камне свою маменьку или самого себя и решил сохранить.
Необычные объекты способны заинтриговать многих животных, включая приматов. Экспериментально показано, что орангутаны подмечают и чаще трогают выделяющиеся объекты – яркие, цветные, разных форм и размеров. Нам всем такие нравятся, тут уж не поспоришь. Возможно, они напоминают нам, обезьянкам, спелые фрукты. А всякие блестяшки, как предполагают некоторые специалисты, привлекают нас в силу врожденной тяги к искрящейся на солнце водице. Вот только орангутаны не собирают подобные безделушки. Лишь гомининам, будто то живым или ископаемым, присуща страсть коллекционирования.
С каким умыслом обитатели пещеры Кесем собирали камушки – чисто поумиляться, или покидаться, или украсить ими пещерный интерьер, или помолиться на них, – остается лишь гадать. Их принесли из разных мест и в разное время, найдены же они были преимущественно в южной части пещеры – случайно ли? Может, это была детская зона, где ребятишки-гоминишки игрались с камнями в сотки или хранили их в качестве коллекции. А может, кесемцы считали, что в красивых кремневых образчиках живут разные духи, либо наделяли их иным символическим смыслом, использовали в ритуалах, носили с собой в качестве оберегов или талисманов. В конце концов, кремень был для пещерных людей очень ценной и жизненно важной субстанцией, которую приходилось носить издалека, так почему бы ему не иметь сакральное значение в той древней общине.
«Не следует думать, что те люди в жизни не занимались ничем, кроме охоты, еды и производства орудий. У них была богатая культурная жизнь, о которой нам почти ничего не известно, – отмечает Ассаф. – И хотя мы не знаем, чем именно были важны для них эти камешки, они определенно отражают часть их культурного мира».
Конечно, далеко не каждый готов интерпретировать симпатичные, но бесполезные штуковины как результат сознательного эстетического выбора – мы никогда не узнаем, что творилось в первобытной голове, когда она решала их подобрать. Исследование Эллы Ассаф десять раз отклоняли, прежде чем опубликовать. Археологи предпочитают анализировать находки, имевшие практическую значимость для древних людей, а сопутствующие пустяковины складывают в ящики, о которых потом забывают, либо и вовсе не замечают. Однако после публикации коллеги со всего мира стали шептаться: мы-де тоже нечто подобное находили, но не придавали значения. Не исключено, что в архивах пылятся тысячи таких вот камушков, которые могли бы помочь прояснить происхождение эстетики и связи ее с биологией человека. Хотя не менее вероятно, что это просто случайная фигня.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Journal of Lithic Studies (Assaf, 2018)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
О жизни и радостях Homo heidelbergensis
Человек огнелюбивый: как люди древние огонь осваивали
Homo sapiens 300 тысяч лет? Ну не
Комментарии: