Свиноножки, которых мы потеряли

Смотрите, какая прелесть! Спереди как хрюшка – с двумя копытообразными пальцами на передних лапках, сзади как лошадка – с однопалыми задними ножками, в целом выглядит как крыска, а на самом деле – сумчатое! Свиноногий бандикут! Причудливый зверек пасется, щипля травку, в саваннах и пустынях Австралии – это самое мелкое млекопитающее, у которого задокументирован подобный образ жизни, и единственное сумчатое с копытцами.

chaeropus-ecaudatus
По свидетельствам европейцев, видевших зверьков живьем, свиноногие бандикуты вели ночной образ жизни. Некоторые, впрочем, уверяли, что наблюдали их днем. Может, это были свиноножки двух разных видов? Фото: Eric Woods/FLPA.

И вот только мы познакомились с новым для нас существом, а оно уже вымерло. Не пасется больше херопус, не щиплет ничего. Последних особей австралийские аборигены видели в пустыне Гибсон и Большой Песчаной пустыне в 1950-х годах. Треклятые европейцы завезли в Австралию кошек и лисиц, которые повязали вокруг шей салфеточки и с аппетитом всех свиноножек сожрали. А кого не успели – те умерли с голоду, потому что скоты выели всю траву на выпасе.

Экспонат из музея естествознания Парижа оказался свиноногим бандикутом нового вида Chaeropus yirratji.

Тем более печально, что таким образом мы потеряли не один вид свиноногих бандикутов, а два! В разных музеях мира осталось лишь 29 тушек этих зверьков (для сравнения: вымерших сумчатых волков – тилацинов – сохранилось более 800 экземпляров), их всех относили к виду Chaeropus ecaudatus. Однако недавний подробный анализ некоторых из них – морфологический, анатомический и, конечно, генетический – позволил выделить еще один: Chaeropus yirratji (видовой эпитет отражает название животного у аборигенов Центральной Австралии).

У новоописанного бандикута был несколько другой окрас, более длинный хвостик и более длинные задние лапки, которые позволяли ему двигаться быстрее собрата C. ecaudatus. Зубки также отличались по форме, а значит, бандикуты двух видов предпочитали питаться разными растениями. Записи бесед с аборигенами, сделанные в 1980-е годы, помогли определить ареалы херопусов: C. yirratji обитал в травянистых пустынях центральной части континента, C. ecaudatus – в кустарниковых степях на южной периферии аридной зоны, и оба вида пересекались в Западной Австралии.

«Свиноногий бандикут – один из более чем трех десятков зверей, вымерших в Австралии с момента европейской колонизации, – говорит зоолог Кенни Травуильон, куратор отдела млекопитающих Музея Западной Австралии в Перте, ведущий автор исследования. – Выявляя новые виды, мы улучшаем наше понимание того, какой урон мы наносим природе, – это нужно, чтобы предотвратить вымирание еще более удивительных животных в будущем».

Северные свинохвостые бандикуты (Chaeropus yirratji) двух разных морф – темной и светлой. Иллюстрация: Peter Shouten.

С исчезновением свиноножек прервалась уникальная эволюционная линия, уходящая корнями как минимум в плиоцен, о чем свидетельствуют результаты исследования 2016 года. Тогда под лупу Травуильона попали три ископаемых зубика, отрытые в Новом Южном Уэльсе еще в 1970-х годах и с тех пор пылившиеся в музейных закромах. Внимательное изучение показало их схожесть с зубами свиноногих бандикутов, хотя и отличий оказалось достаточно, чтобы описать новый ископаемый видChaeropus baynesi. Возраст находки – 2,9–2,5 млн лет, и это на два миллиона лет больше, чем насчитывали останки прежних рекордсменов данного рода, и гораздо ближе к позднеолигоценовой точке эволюционного расхождения с остальными бандикутами.

Более низкие коронки свидетельствуют о том, что зубы древнего херопуса снашивались быстрее, чем у современников наших прабабуль. Не видно на них и признаков специализированной травоядности, какая наблюдалась у свиноногих бандикутов. По всей видимости, меню предков было более разнообразным и могло включать в себя, например, насекомых. Правда, аборигены рассказывали, что и свиноногие бандикуты порой жевали кузнечиков и муравьев с термитами, не только травку, листья и корешки, но в целом они гораздо строже придерживались вегетарианской диеты по сравнению с другими бандикутами.

Вообще, такая травоядность несвойственна мелким млекопитающим – у них недостаточно вместительный желудок, чтобы долго переваривать растительность, объясняет Травуильон, к тому же полезных питательных веществ из нее извлекается мало. Вместе с тем переход на такой тип питания, похоже, произошел у херопусов очень быстро – всего за два миллиона лет, судя по новым данным. Обычно на смену диеты млекопитающим требуется несколько миллионов лет. Возможно, перейти на растения херопусов подвигла быстрая аридизация австралийского климата, случившаяся в плейстоцене.

Свиноногие бандикуты на выпасе. Иллюстрация: John Gould.

Еще одна загадка – ножки свиноногих бандикутов. Два пальчика на передних конечностях и четвертый палец на задних у них были облачены в копытообразные когти, еще два пальца на задних ногах представляли собой рудименты, которые не участвовали в локомоции, но могли использоваться во время груминга. К слову, схожая конфигурация пальцев имелась у некоторых ископаемых видов кенгуру – например, у крупнокалиберных прокоптодонов. «У сумчатых обычно пять пальцев на передних лапах и несколько на задних, что позволяет им забираться в сумку, – говорит Кенни Травуильон. – Мы не знаем, почему у свиноногих бандикутов пальцы редуцировались». Может, им просто надоело натирать мозоли о жесткую землю сухих австралийских ландшафтов?

Возможно, мы никогда не узнаем. Странным животным удалось пережить изменения климата, но не приход на континент белых людей. Когда зоолог Джерард Креффт начал систематизировать информацию о свиноногих бандикутах в середине XIX века, их популяции уже были в большом упадке. Что, впрочем, не мешало ученому поедать зверьков, которых ему приносили добрые люди. «Они очень хороши как пища, и я с сожалением должен признать, что мой аппетит не раз одерживал верх над любовью к науке», – писал он.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Western Australian Museum, Natural History MuseumNew Scientist, Scientific American
Научные статьи: Royal Society Open Science (Travouillon, 2016), Zootaxa (Travouillon, 2019)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью, мы будем рады. Но, пожалуйста, не копируйте ее в соцсети целиком без договоренности с редакцией. С уважением, Батрахоспермум.

baculum-walrus

Вас также могут заинтересовать статьи:
Кости пенисов приобретались и терялись в эволюции много раз
Вирус присягнул царству грибов и помог ему подняться
Как один натуралист затроллил другого вымышленными животными

Комментарии:

Обсуждение закрыто.