Ее прозвали Пунктуацией за маленькие шрамы на голове, похожие на запятые и тире. Она была одной из сотни самок репродуктивного возраста, оставшихся в мировой популяции северных гладких китов (Eubalaena glacialis), которая насчитывает сейчас немногим более 400 особей. Ей было около 40 лет от роду, у нее было по меньшей мере восемь детей и два внука, она пять раз запутывалась в рыболовецких сетях и пережила два столкновения с судами. Третье не пережила. Ее тело обнаружили 20 июня в заливе Святого Лаврентия на востоке Канады.
Июнь был кошмарным месяцем для северных гладких китов и всех, кто о них думает. Девятилетнего самца по кличке Росомаха (три шрама от гребного винта на хвосте) нашли мертвым в тех же водах 4 июня. Во вторник были обнаружены тела 34-летнего деда по прозвищу Комета (шрам на боку) и 11-летней безымянной самки, едва достигшей половозрелости. В четверг сообщили о смерти 16-летней самки. В пятницу подтвердилась гибель еще одной особи. За один месяц погибло более одного процента от численности всего вида.

Какой уровень смертности вид способен выдержать? Исследователи рассчитали, сколько северных гладких китов может умирать каждый год, не нарушая стабильности популяции. «Цифры такие: 0,9», – сообщает Сара Шарп, специалист из Международного фонда защиты животных. Шесть смертей за месяц – такими темпами вид вымрет уже в следующем десятилетии. Людей, изучающих северных гладких китов, сейчас больше, чем самих китов. Умирают они не по естественным причинам – жить киты могут до ста лет, а возраст погибших сильно меньше. Шарп и коллеги проанализировали смерти 70 китов этого вида с 2003 по 2018 год: причину смогли установить для 43 случаев, и в 38 из них смерть была вызвана либо столкновением с судном, либо запутыванием в веревках и лесках.
Слова эти едва ли передают истинный ужас того, что с китами происходит. У шести особей при столкновении треснули черепа, у трех сломались позвоночники, еще шесть были изрезаны гребными винтами, а один детеныш потерял хвост. Одна юная самка выжила после знакомства с винтом, но 14 лет спустя во время беременности шрамы разошлись и она умерла от инфекции. Веревки и лески со временем въедаются в плавники, хвосты, головы и даже китовый ус. В одном случае веревка врезалась киту в дыхало, что вызвало проблемы с дыханием или защитой от проникновения воды при погружении. Некоторые из этих смертей мучительные, другие – мучительные и долгие. «Дело не только в спасении вида, но и в благополучии особей, – говорит Шарп. – Киты вне поля зрения, люди не видят, как они страдают, это ведь не кошка или собака, гуляющая по улице с ужасными ранами. Но важно, чтобы люди понимали, насколько все плохо».

Медлительные, доверчивые, исполненные ворвани, северные гладкие киты были практически истреблены китобоями в начале XX века. После запрета промысла в 1937 году популяция стабилизировалась, но не восстановилась. С 2010 года численность снова начала снижаться – возможно, из-за изменения поведения китов. Раньше они по весне заходили в залив Кейп-Код, потом мигрировали вдоль берегов США в залив Фанди – эти передвижения учитывались при построении судоходных маршрутов и рыболовецких графиков. Однако в последние годы из-за потепления вод пищевые ресурсы – копеподы и прочий планктон – в том регионе истощились, и киты были вынуждены двигаться севернее, в залив Святого Лаврентия, где об их защите еще не успели позаботиться в нужной мере.
В 2017 году погибло 17 особей (беспрецедентная смертность), а родилось только пять. В 2018-м умерло трое, а приплода не было вовсе! Зато минувшей зимой были замечены семь новорожденных китят, и это вселило определенную надежду. Но в июне ее охладили ушатом воды из канадского залива. Для восстановления популяции необходимо, чтобы каждый год на свет появлялось в среднем 17 детенышей – последний раз такое счастье у китов было в 2015 году. Возможно, падение рождаемости в какой-то степени обусловлено стрессами у самок, возникающими в ответ на стресс страдающих от веревок и лесок самцов.

На этой неделе министерство транспорта Канады в срочном порядке ввело скоростное ограничение 10 узлов для судов длиннее 20 метров в заливе Святого Лаврентия. А сегодня там вводится ограничение на использование фиксированного рыболовецкого оборудования и запрет на ловлю крабов-стригунов. Ученые продолжают наблюдения для уточнения актуального местоположения животных. Треть северных гладких китов видели в заливе, их маршруты меняются из года в год. Но где все остальные? Остается надеяться, что они в открытом океане, далеко от судоходных линий, рыбо- и краболовного промысла.
Обновление (апрель 2021 года). Сезон 2020–2021 оказался для северных гладких китов довольно успешным: на свет появилось 17 китят – это лучший результат с 2015 года. Но все равно один из них уже успел умереть, столкнувшись с судном.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Diseases of Aquatic Organisms (Sharp et al., 2019)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Океанские хроники, извлеченные из китовых ушей
Не уберегли паразита! Вместе с крысой вымерла блоха
Бар одиноких сердец для копепод
Комментарии: