Неутомимые популяризаторы палеонтологических наук художник Нелихов и писатель Атучин, то есть наоборот, а также саратовский палеонтолог и московский геолог Иванов написали новую книгу – «История Земли». Разумеется, опять квадратную! В ней живописно рассказана и толково проиллюстрирована, то есть наоборот, краткая история нашей планеты – от звездной колыбели до звездной могилы. Будущее, как пишут в книге, у Земли будет длиться примерно столько же, сколько прошлое, и в целом будет его напоминать (даже случится неоархей). Специально для «Батрахоспермума» авторы выбрали десять картинок (всего их 80) и кратко их пояснили.
До революции был такой анекдот:
— Гимназист Петров, почему у Сатурна кольца?
— Он женат, господин учитель.
Земля, как считают астрономы, тоже когда-то была замужем. На заре времен в нее врезалась протопланета Тея, и много осколков расположились каменным кольцом вокруг Земли. Брак длился недолго, по крайней мере кольцо быстро распалось.
Строматолиты – не самые популярные в популярных книгах герои. А зря. Они миллиард лет были самыми заметными персонажами на планете. Вряд ли они предполагали, что их столкнут на обочину жизни. Но консерватизм до добра не доводит. Поэтому читаем эти строки мы, а не строматолиты.
Что это за зубастая причуда? А нет, не зубастая, показалось. В вендском (эдиакарском) периоде с зубами было не очень. Производители зубных паст обанкротились бы там в два счета! На картинке – эрниетты. Эти беспозвоночные вымерли в кембрии, так и не познав счастья жевания.
А конодонты познали! Зубы у них острые, твердые, как у акулы. Но маленькие. Значит, и радость жевания была небольшой. Да и сами конодонты – кто с палец, кто с половину. Существовали они в течение всего палеозоя и в триасовом периоде мезозоя.
На палеонтологических иллюстрациях редко рисуют радугу, а ночную радугу не то чтобы редко, а попросту никогда. И вот наконец справедливость восторжествовала! Девонская ночная радуга – красивая и эффектная штука. Жаль, любоваться ею никто не мог. Рыбы и пауки вряд ли глазели в небо, а уж лишайники прототакситы точно нет. Так что полюбуемся мы!
– Бабушка, почему у тебя такие большие глаза?
– Потому что я меганевра.
Меганевру знают все. Это как бы стрекоза, но не стрекоза, зато огромная и каменноугольная.
Ринхозавров штучек пять
Вышли как-то погулять.
Глядь – в реке плывет бревно,
И зубастое оно!
Такой стишок можно было бы встретить в детской книжке триасового периода, но сочинять было некому. Сочиним мы!
Жизнь цинодонта олигокифуса была интересной: он видел живых динозавров, а не только нарисованных. И себя тоже видел, если смотрел в лужу, как енот, который смотрел в пруд. Не смотри, олигокифус, долго в лужу! Динозавр съест!
Вот, например, животное, которое любило тех, кто смотрел в лужу. Самая большая змея в истории Земли жила в палеоценовую эпоху палеогена – это титанобоа, что на русский язык можно перевести как «великаноудав». Но лучше не переводить.
Вот мы дошли и до людей. Ну, почти до людей. Стойте, мы дошли, а они ушли! Эй, австралопитеки, вернитесь назад!
Текст: Антон Нелихов. Иллюстрации: Андрей Атучин
Вас также могут заинтересовать материалы:
О нашем месте в истории Земли
Как спалось в мезозое
Калейдоскоп исчезнувших миров
Комментарии: