Открытия последних лет показывают, что биофлуоресценция распространена среди млекопитающих шире, чем представлялось ранее. До прошлого года было известно лишь о свечении в ультрафиолетовых лучах всяческих опоссумов (оно было открыто еще в 1980-х) да лисьих белок (светятся их зубы и черепа, выяснилось в 2012-м). В прошлом году список флуоресцирующих зверей пополнили американские летяги (их шерсть светится розовым), а минувшей осенью – утконосы, представители однопроходных, самой древней из ныне существующих линий млекопитающих (их тушки озарили тьму зеленым и сине-зеленым светом).
Естественно, как только австралийские ученые прознали о биофлуоресценции утконосов, они тут же бросились светить ультрафиолетовыми фонариками на местное зверье, как живое, так и таксидермированное. Кенни Травуильон, куратор отдела млекопитающих в Музее Западной Австралии в Перте, таким образом убедился в том, что утконосы действительно светятся в ультрафиолете, а еще узнал о свечении ехидн (еще одно однопроходное), вомбатов, поссумов, бандикутов, билби и некоторых рукокрылых. «Это не то чтобы тщательное исследование: мы проверили всего пару дюжин зверей, – говорит Травуильон. – И около трети из них светились!»
Многие из этих животных активны по ночам, на закате или на рассвете. Но флуоресценция подразумевает источник света: она происходит в силу того, что белки шерсти, кожи, костей или зубов поглощают высокоэнергетическое излучение (например, ультрафиолет), а затем испускают свечение на более низких частотах (например, синее или зеленое). Ночью же света, в том числе ультрафиолета, очень мало. Какой же прок животным от такого свечения?
«Возможно, они способны видеть намного больше нашего, – предполагает Травуильон. – Это позволяет им замечать издали представителей своего вида и спокойно приближаться к ним, зная о том, что это безопасно». Хищники, к слову, не светятся. «Полагаю, это потому, что иначе они были бы заметны и у них не было бы шанса поймать добычу», – говорит зоолог. Другие ученые настроены скептично и призывают не искать в феномене экологическую или эволюционную подоплеку. Может быть, в далеком прошлом биофлуоресценция имела смысл для выживания ранних млекопитающих, но сегодня это не более чем рудимент, не играющий роли визуального сигнала и фактора эволюции.
Покамест лишь небольшое число зверей было проверено, напоминает Кенни Травуильон, и только ультрафиолетом. Он планирует испытать и другие цветные фонарики, в том числе в дикой природе, а не только в музее на чучелках. Австралийцы объединили научные усилия с американцами, открывшими биофлуоресценцию летяг и утконосов, чтобы прояснить биохимию процесса и выяснить, дает ли свечение какие-либо преимущества ночным млекопитающим в естественной среде обитания или же это просто случайный выверт организма на потеху людей с особыми фонариками.
Текст: Виктор Ковылин. По материалам: ScienceAlert, Gizmodo
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Впервые обнаружена флуоресцирующая амфибия
Свиноножки, которых мы потеряли
Предки утконосов и ехидн сосали
Комментарии: