Как-то раз аномалокарис Тарас на скалу положил вострый глаз.
Положил и забыл. Прошло около 515 млн лет, и окаменелость с отпечатком была найдена в сланцах Эму-Бей на острове Кенгуру (Австралия). Эти породы славятся кембрийскими находками, в том числе отпечатками мягких тканей вроде пищеварительных желез и мышц, но вот глаза – это сущая редкость. Их немаленькие для кембрийского периода размеры (2–3 см) и позволили предположить, что принадлежали они самому большому хищнику той поры – аномалокарису.
В переводе с латыни Anomalocaris означает «ненормальная креветка». Еще бы, где вы видели креветку двухметровой длины? Да где вы вообще в кембрии видели креветку? Строго говоря, аномалокариса даже не относят к так называемым настоящим членистоногим, которые тогда уже существовали, например, в лице трилобитов – предполагаемых жертв ужасного аномалокариса.
Один вид этого монстра заставляет трепетать:
Посмотрите в его глаза – сколько в них злобы и ненависти! А сколько фасеток! Десять лет назад ученые оценили их число примерно в 16,7 тысячи, а новая оценка еще больше – 24,7 тысячи. Большинство современных насекомых в сравнении с аномалокарисом – полуслепые кроты: у обычной комнатной мухи около 3200 линз, а муравьи так вообще довольствуются жалкой тысчонкой. У стрекоз может быть до 28 тысяч, но они «фрики от членистоногих», как выразился Джон Патерсон из Университета Новой Англии в Армидейле (Австралия), первый автор статьи об окаменелости, опубликованной в 2011 году в научном журнале Nature.
За прошедшее десятилетие в Эму-Бей были найдены и другие глаза аномалокариса, еще крупнее (до 4 см) и с более крупными фасетками – вероятно, они принадлежали особи постарше. Анализ отпечатков показал, что глазищи эти обладали грушевидной формой и сидели на своеобразных стебельках, а все фасетки на них были примерно одинакового размера. Кроме того, палеонтологи обнаружили глаза другого типа – встроенные в голову и с особой «острой зоной», смотрящей наверх и сложенной из относительно крупных фасеток, а всего в таком глазу насчитали более 13 тысяч линз.
По мнению ученых, глаза на стебельках принадлежали аномалокарисам вида Anomalocaris aff. canadensis (то есть похожим на A. canadensis из канадских сланцев Берджес, но не относящимся к этому виду), а глаза с «острой зоной» – представителям вида ‘Anomalocaris’ briggsi (есть основания считать, что это не аномалокарисы, а скорее тамизиокарисы). Последние, согласно авторам, были своего рода аналогами современных бокоплавов-гипериид, в чьих глазенках есть особые дольки с увеличенными линзами, обеспечивающие повышенное разрешение и захват фотонов сверху. Подобно этим рачкам ‘A.’ briggsi были фильтраторами и замечали малюсенькую пищу на фоне подсвеченных небом глубоких вод.
А вот обогащенные линзами глаза A. aff. canadensis свидетельствуют о том, что аномалокарисы были непревзойденными охотниками, которые прекрасно распознавали крупную добычу как в морской толще, так и на освещенном океанском дне. «У добычи не было ни единого шанса», – говорит Патерсон, изображая трилобита, который при виде хищника бледнеет и поднимает лапки в знак капитуляции. Это, впрочем, не спасает его от ротовых придатков аномалокариса, которыми он хватает исследователя и отправляет по кусочкам себе в пасть.
Интересно, что такая передняя лопасть-хваталка, когда ее впервые обнаружили в 1892 году, была описана как цельное примитивное ракообразное, поскольку она напомнила первооткрывателям заднюю часть рака или креветки. А фрагменты кольцевидного рта, найденные в 1911 году, были вообще приняты за медузу! О том, что это части одного и того же животного, стало понятно гораздо позже, когда нашлись полные отпечатки аномалокариса. К тому же сомнение вызывали зубчатые пластинки, которых в медузе, по идее, быть не должно. Эти зубки явно намекали на хищнический образ жизни загадочного существа.
Тем не менее некоторые специалисты со скепсисом смотрят на возможности аномалокарисовых зубов. Химически они предположительно были похожи на кутикулу современных членистоногих. Но даже если они были так же тверды, как панцирь омара, в напряженном состязании на прочность все равно бы победил панцирь трилобита, пусть даже он только что обновился после линьки и был относительно мягким. Меж тем ни одного сломанного зуба аномалокариса так и не было найдено. И вообще, в ископаемых внутренностях этих животных ни разу не было обнаружено никакого содержимого, тем более кусков неперевариваемого экзоскелета трилобитов (и это странно, поскольку другие твари, полегшие рядом, демонстрируют своими кишками всякие интересные вкусности).
Палеонтолог Джеймс Хэгэдорн из Денверского музея природы и науки (США), который подробно изучил этот вопрос, считает, что аномалокарис питался планктоном или мягкой пищей, например медузами или червями. Ротовые лопасти могли ему служить для того, чтобы ворошить донные отложения, в которых пряталась еда. Если же обжора и глотал трилобита, то выплевывал его за невозможностью разжевать (о том, что он по крайней мере пытался это сделать, говорят следы на панцирях трилобитов). Другие ученые полагают, что трилобиты могли представлять интерес для аномалокариса, поскольку животик у них все же незащищенный и наверняка вкусный. И охотился он на них в период их линьки, до того как панцирь отвердевал заново, – этим можно объяснить многочисленные зажившие раны трилобитов. Впрочем, нанести их мог и какой-то иной загадочный сверххищник…
Чтобы сказать наверняка, чем все-таки питался аномалокарис, нужно найти абсолютно точно принадлежащую ему фекалию, точнее, копролит. А вычислив «меню», можно строить предположения о смысле его зрения. Если он все же не был активным хищником – зачем ему понадобились столь прогрессивные глаза? Возможно, чтобы читать «Батрахоспермум».
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Science Advances (Paterson et al., 2020)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Панспермум: кембрийский взрыв из космоса и инопланетные яйца октопусов
У американских трилобитов были маленькие яйца
Кембрийские присоски липли попками к червям
Комментарии: