Жир человеческий как ходовой товар Нового времени

С древних времен европейцы питали к жиру неподдельный медицинский интерес, но по не совсем понятным причинам он особенно возрос на заре Нового времени, в XVI–XVII веках. В те времена считалось, что человеческий жирок способен лечить раны, а добывался он, конечно же, из свежих мертвецов. В 1543 году бельгийский врач Андреас Везалий предписывал анатомам, кипятившим кости, тщательно собирать жир «на благо масс, которые приписывают ему высокую эффективность в заживлении рубцов и стимуляции роста нервов и сухожилий». В октябре 1601 года после особенно кровавой битвы при осаде Остенде (ныне Бельгия) голландские хирурги унесли с поля боя не один мешок жира, собранного предположительно для врачевания ран своих солдат.

«Жир человеческий» в Немецком музее аптечного дела в Гейдельберге (Германия). Слева наверняка полная банка. А правая в режиме ожидания…

Однако куда проще было добывать «жир бедных грешников» из тел казненных преступников. Его применяли для лечения растяжений связок, переломов костей и артрита, прописывали в качестве болеутоляющего при радикулите и ревматизме, а пот покойников собирали для лечения геморроя. До середины XVIII века мюнхенские палачи поставляли местным врачам жир, кровь, органы и кости своих жертв, имея с этого весьма немалые деньжищи. А в дни террора во времена Французской революции парижские мясники, по некоторым сведениям, торговали «жиром с гильотины». Многие смертники, веровавшие в воскрешение, пребывали в глубоком унынии от осознания судьбины своих тел после казни и едва ли находили утешение в том, что их плоть и кровь и жир способны послужить на благо остального человечества. Но бизнес есть бизнес, и европейские аптеки ломились от сосудов с «жиром человеческим» (Axungia hominis), и прочими телесными субстанциями.

Подобная практика в какой-то мере перекликается с христианским культом священных реликвий (хотя преступников едва ли можно счесть святыми), но все же использование жира в медицинских целях скорее воспринималось как естественная традиция, а не сверхъестественный ритуал, и зиждилось на предположениях о физических свойствах самой субстанции. Как полагают современные медики, жировая ткань весьма ангиогенна, то есть способствует росту новых кровеносных сосудов. Но в те времена объяснения были совсем иными. Так, швейцарский алхимик и врач Парацельс (первая половина XVI века) и его последователи считали, что жизненная сила человека частично остается в организме после смерти, особенно в телах здоровых молодых людей, чья кончина была быстрой и насильственной (как при казни) – в этом случае жизненная сила попросту не успевала покинуть бренную оболочку. Истоки этого убеждения неясны, но сам Парацельс признавался, что большую часть своих медицинских знаний почерпнул у палачей.

Испанские конкистадоры тоже лечились жиром – конечно же, индейским. Солдат и хроникер Берналь Диас дель Кастильо вспоминал, как после своей первой битвы в Андах вспорол одного тучного мертвого тлашкальтека, чтобы его жиром помазать раненых испанцев, и делал так потом не раз. А Эрнан Кортес перед походом на ацтеков, по слухам, проконопатил жиром мертвецов тринадцать кораблей. Индейцев – а они считали жир ни много ни мало эссенцией жизни – все это, разумеется, приводило в ужас. Слухи о том, что испанцы переправляют на родину американский жир, спровоцировали крупнейшее индейское восстание за первые два столетия испанского правления. Жители Анд и по сей день рассказывают истории о зловещих пиштако (часто в образе белых людей), которые вырезают у индейцев жир в лечебных целях или для еды. Проданные в рабство африканцы по прибытии в Новый Свет тоже начинали паниковать, делясь друг с другом опасениями, что европейцы извлекут их жир и костный мозг и расплавят в масло.

Пиштако по версии сериала «Сверхъестественное».

Тем временем в Европе, особенно в германской культуре, все еще сильна была средневековая традиция, следуя которой воры жгли свечи из человеческого жира или пальцев умерших младенцев, чтобы пробираться в дома незамеченными: пока «свеча воровская» горела, грабитель превращался в невидимку, в то время как хозяева продолжали безмятежно спать, – по крайней мере в это свято верили. В XVI и XVII веках нескольких воришек даже судили за убийства людей с целью изготовления таких свечей. Ирония в том, что после казни их собственный жир, вероятнее всего, тоже шел в дело – на лекарства и другие смеси, а может, даже и на свечи.

Хотя у аптекарей под рукой всегда были скляночки с жирком, далеко не все медики Нового времени были убеждены в его целебных свойствах. К середине XVIII века медицинский интерес к Axungia hominis стал потихонечку слабеть. «Сегодня мы достаточно мудры, чтобы понять, что достоинства, приписываемые частям человеческого тела, являются либо мнимыми, либо такими, какие можно обнаружить и в других субстанциях животных», – писал тогда британский врач Джон Хилл. Это было время, когда между врачами и палачами развернулась конкуренция за доступ к трупам, победу в которой в результате одержали первые.

Меж тем искоренить незаконный жирооборот не удавалось еще долго. Торговля жиром десятилетиями процветала в анатомических театрах Парижа. Она внезапно вскрылась лишь в начале XIX века, но даже после этого замалчивалась во избежание общественного возбуждения. Ассистенты разных моргов и их коллеги с медицинского факультета общими усилиями выжимали жир из трупов и несли его в народ. Они особо даже и не осторожничали – об их деятельности, похоже, знали все, кроме факультетского руководства. В ходе полицейских рейдов выяснилось, что как минимум четверо подозреваемых хранили жир у себя дома. Один из них был пойман с жирными запасами в собственной квартире. Другой за неимением подходящей тары наполнил жиром два декоративных фонтана. Весь этот нелегальный жир по большей части скупался шарлатанами в халатах или использовался для смазки колес медицинских тележек. Но кое-что досталось и городским художникам-эмалистам, а также производителям искусственного жемчуга. Они наивно полагали, что этот жир добыт из лошадей или собак, – по крайней мере так они пытались оправдаться.


Подготовил: Виктор Ковылин. По материалам книги американского историка культуры Кристофера Форта «Жир» (Fat: A Cultural History of the Stuff of Life).

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Темные тайны первого успешного искусственного оплодотворения
Белухи рулят своими жировыми отвислостями
Без истерики! И без вибратора…

Комментарии:

One comment

Высказать свое мудрое мнение