Смотришь в фигу – видишь живность. Фига на самом деле не плод, а сиконий – соцветие-соплодие, внутри которого находятся цветки, дающие односеменные плоды (желтоватые такие орешки внутри инжира). Но чтобы завязались плоды, цветки необходимо опылить, и делают это наездники-агаониды – малюсенькие перепончатокрылые насекомые. Самки агаонид проникают в сиконий через особую дырочку, откладывают яйца в завязи некоторых женских цветков, по пути оставляя на пестиках принесенную с собой пыльцу, после чего помирают и разлагаются прямо внутри фиги. Их дочери выбираются из нее с помощью сыновей, помирающих на месте после исполнения братского и супружеского долга, и улетают в поисках более молодых сикониев, невольно прихватив пыльцу мужских цветков. Подробнее об этом удивительном симбиозе, сочетающем в себе мутуализм и паразитизм, можно почитать, например, здесь и тут.
Но внутрифиговая фауна не ограничивается агаонидами: на их личинках могут паразитировать другие наездники, а созревших самок для расселения используют круглые черви, или нематоды. Последние-то и являются нашими сегодняшними героями.
Агаониды Ceratosolen fusciceps, опыляющие фикус кистевидный (Ficus racemosa), состоят в транспортном симбиозе с нематодами трех родов – растительноядными Schistonchus, хищными Teratodiplogaster и всеядными Pristionchus. Червячки размножаются в сикониях фикуса, а их юные детишки забираются в попки наездников и перелетают в их кишечниках на другие сиконии, там высаживаются, взрослеют и снова размножаются – и так продолжается, по некоторым оценкам, уже 15–45 миллионов лет.
Нематоды извлекают бесспорную выгоду из этих отношений, в то время как агаониды ничего не получают взамен, но по крайней мере червячата им хотя бы не причиняют вреда – подобные симбиозы ученые называют комменсализмом. Меж тем, как показали эксперименты, если на борту оказывается слишком много пассажиров, то из комменсалов они превращаются в паразитов – начинают пагубно влиять на воспроизводство и выживание как фиговых наездников, так и фиговых деревьев. В дикой природе, однако, пассажиры обычно не перегружают борт – червей в кишке агаониды мало. Как же их посадка контролируется, как они «чекинятся»?
Экологи из Индийского научного института в Бангалоре выяснили, что червячки оценивают загруженность наездников на нюх, становясь на хвост и шевеля в воздухе передним концом, на котором располагаются сенсорные органы (процесс называется никтацией – видео ниже). Агаониды с большим или малым числом пассажиров пахнут по-разному, и нематоды, считывая их пахучие сигналы, отдают предпочтение более свободным попкам – у оных выше шансы долететь до другого дерева без приключений на самих себя.
Что интересно, хищные нематоды Teratodiplogaster обычно выбирают насекомых, в чьих кишках уже есть другие представители их вида: это повышает шансы найти партнера по прилете. В то же время растительноядные Schistonchus делают выбор в пользу совсем пустующих наездников, но при этом заползают в них парами – самец и самочка. Как они организуются в пары перед полетом, для ученых пока загадка.
«Главный посыл в том, что даже такие крошечные организмы, как нематоды, могут осуществлять сложный процесс принятия решений, – говорит профессор Рени Боргес, старший автор исследования. – Такого рода принятие решений в точности походит на то, как мы, люди, выбираем себе транспорт: нам не захочется садиться в переполненный автобус… ну, разве что нет других».
А вот распознать по запаху количество или хотя бы присутствие пассажиров не своего вида нематоды, что удивительно, не могут – агаонид с червяками-чужаками в кишке они воспринимают как пустышек. Это как если бы вы, не сморгнув глазом, сели в автобус с гориллами. И уехали… на фиг.
«Пока что мы узрели лишь вершину айсберга, – отмечает Сатьяджит Гупта, первый автор научной статьи. – Это предварительное исследование на пути к ответу на вопрос о том, как на самом деле нематоды принимают решения, когда выбирают себе хозяев… или транспорт».
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Journal of Animal Ecology (Gupta & Borges, 2021)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
На попке наездника растет муравьиный бюст
Глисты-манипуляторы велят жабам испражняться обильно и влажно
Горилла Коко и ее странный интерес к людским соскам
Комментарии: