Рот силурийского периода в подарок от безумных ученых

Научная группа из США под руководством палеонтолога Тецуто Мияситы устроила рыбульке Danio rerio мутацию в гене nkx3.2, который велит зародышу сформировать подвижный челюстной сустав. В результате верхняя и нижняя челюсти рыбы срослись в недвижное ротовое кольцо. С выпученными глазами она, по мнению Мияситы, похожа на героя картины Эдварда Мунка, кричащего «спа-а-а-азм».

Нормальный данио-рерио смотрит в рот мутанту. Фото: Tetsuto Miyashita.

Удивительно, но такие мутанты вполне себе нормально выживают в аквариуме, несмотря на неспособность кусать: они просто гоняются за добычей, пока она не окажется в навечно разинутом рту. У них укорочены и расширены мордашки, сильно развиты шейные мускуляшки – похожие черты впервые в эволюции возникли у ранних бесчелюстных хордовых силурийского и девонского периода, таких как анаспиды и телодонты. Те вымершие существа предположительно охотились так же.

«Обычно считается, что эволюция добавляет новые штуки: например, 450 млн лет назад у рыб появились первые челюсти, давшие им максимальное конкурентное преимущество перед остальными живыми созданиями. Сегодня без челюстей мы голодали бы и задыхались, – уверяет Миясита, бывший постдок Чикагского университета (где он и провел свои кринжеватые эксперименты), ныне сотрудник Канадского музея природы в Оттаве. – Но порой эволюция идет иным путем. Изыми то, что существовало миллионы лет, и внезапно открываются новые направления развития. Вот я и хочу посмотреть, как это работает».

Слева: скелеты нормальной рыбки дарио-рерио (внизу) и мутантной (вверху). Справа: похожий на мутанта скелет анаспида – бесчелюстного хордового с острова Корнуоллис (Канада), 430 млн лет (силур). Фото: Tetsuto Miyashita.

Речь, однако, не о том, чтобы вернуть рыбешкам черты забытых предков. Анаспиды и телодонты, в конце концов, не были бесчелюстными пращурами вполне челюстноротых рыб. Опыты, в которых у лабораторных мутантов возникают особенности, свойственные древним животным (вспомним знаменитых динокуриц Джека Хорнера), опираются на феномен так называемой пластичности развития: случайно появляющиеся признаки лишь похожи на предковые, но это не более чем совпадение.

Тем не менее подобные эксперименты позволяют увидеть и изучить, каким образом могли функционировать истинные предки современных животных. В данном случае – как бесчелюстные предки рыб питались, плавали, дышали. Кроме того, понимание механизмов появления сращенных челюстей поможет в поиске лечения некоторых патологий суставов. «Пластичность, обнаруженная нами у мутантов, – это ключ к великой тайне», – подмигивает Миясита, загадочно улыбаясь своим извечно круглым ртом.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: The Journal of Experimental Biology (Miyashita et al., 2020).

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Самая древняя рыба-веган ела вилочками
Оральная иллюзия размера
Из-за древнего генного выкрутаса морские звери помрут от пестицидов

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение