Большеглазый улиткоед оказался змеей-пилой

Примерно такие глаза были у авторов недавней публикации в научном журнале Scientific Reports, когда они поняли функционал нижней челюсти улиткоеда Aplopeltura boa. Это при том, что четверо из пятерых исследователей – японцы…

Большеглазый улиткоед (Aplopeltura boa). Фото: Vince Adam.

У обеих групп змей-улиткоедов – и у неотропических Dipsadinae, и у азиатских Pareidae – подвижность челюстных костей даже выше, чем у остальных змей (исключая, возможно, расчленителей крабов Fordonia и Gerarda). Но механизм, обеспечивающий амплитуду пилы Aplopeltura boa, для современных позвоночных уникален. Как и сам большеглазый улиткоед – существо на редкость гротескное даже в сравнении с коллегами по малакофагии.

Похоже, теперь наконец выяснилось эволюционное преимущество этого чудика: он способен поедать в том числе улиток, оснащенных оперкулюмом (крышечкой). Мегатвердая «дверца», которую вы могли наблюдать у морских рапан или пресноводных лужанок, у сухопутных улиток встречается сравнительно редко. Но именно в местах обитания Aplopeltura boa численность «сейфовых» видов оказалась выше, чем «бездверных». Зоологи установили: прочие улиткоеды игнорируют моллюсков с оперкулюмом, так как плотную роговую пластину не переварить. Отделять раковину змеи-малакофаги научились: их английское название snail suckers – «улиткососы» – точнее русского. А вот избавиться от формации, вросшей в мягкие ткани, куда сложнее.

Тем не менее новое исследование показало, что в рационе аплопельтур на острове Борнео (Малайзия) улиток с крышками в десять раз больше, чем без! Как им это удается?

А вот как.

Детальное изучение пищевого поведения и краниальной анатомии этого вида выявило следующий механизм. Высосав по традиции улитку из раковины, змея ее частично выплевывает, серией коротких движений пристраивает край оперкулюма, приросший к телу моллюска, между челюстями и… пилит! А уж потом – глотает мякотку.

Рассмотрев отпиленные крышечки, исследователи констатировали высокую эффективность процесса: «мяса» на них почти не остается. Мало нам было уже известных лайфхаков этой группы – например, большего числа зубов на правой стороне нижней челюсти для удобства работы с «правосторонними», то есть свернутыми по часовой стрелке, улитками (у видов, специализирующихся на слизнях, такой асимметрии нет). Теперь же оказывается, что даже на такой изощренности пареиды не остановились.

Полюбуемся на то, к чему привела разработка пилы. Крыловидные кости аплопельтуры сильно укорочены, их задние концы полностью отделились от квадрато-нижнечелюстного сустава. Квадратные кости – наоборот, необычно длинные и толстые: получился мощный рычаг! Нижняя челюсть длинная, и зубы на ней более прочные, чем на верхней. Их размер постепенно увеличивается к концу морды: передние зубы крупнее и реже задних. Блок нижней челюсти имеет L-образную форму, причем подвижность ее соединения с квадратной костью намного выше, чем у прочих змей-малакофагов – в результате нижняя челюсть способна двигаться вперед-назад.

Авторы осторожно отмечают: «Это ловкое поведение особенно удивительно, учитывая, что немногие другие позвоночные, если таковые вообще имеются, способны расчленять пищу во рту с помощью одноплоскостных скользящих движений челюстного элемента». Мы тоже навскидку ничего подобного не припомним.


Текст: Алексей Чусов, ГАДЫ. Научная статья: Scientific Reports (Kojima et al., 2020)

Вас также могут заинтересовать статьи:
Слепозмейка обезглавливает термитов перед едой
Мушка-горбатка стала специалистом по раздавленным улиткам
Смиритесь: ваши зубы не помещаются в челюсти

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение